Нам сейчас важно не столько бороться с нищетой, сколько выводить бедных в средний класс


В инициативе по поводу повышения зарплат бюджетников до общего уровня во всех регионах есть очень важный сюжет. Как уже отметили мои коллеги, важно не столько бороться с нищетой, сколько выводить бедных в средний класс. В этом случае будет повышаться платежеспособный спрос. Между тем бюджетники – это определенно не нищие люди. В данной сфере есть какие-никакие социальные гарантии, трудовое законодательство худо-бедно соблюдается. Тем не менее это именно та категория, которая во многих случаях является бедной или находится на нижней границе среднего класса. Насколько я понимаю, 1 февраля ожидается первый этап повышения зарплат, государство все-таки выделяет какие-то бюджетные ресурсы.

Кроме того, в последнее время у нас складывается достаточно много ситуаций, когда люди в бюджетной сфере работают по трудовым договорам и по контрактам на определенный период. Это две разные категории занятости. Как я понимаю, на потенциальное повышение могут рассчитывать те, кто работает на постоянной основе.

Конечно, возникает резонный вопрос: откуда взять деньги? Вероятнее всего, из бюджетов (федерального и региональных). Но не стоит забывать, что повышение зарплат бюджетников до средней по региону и выше спровоцировало в свое время и рост долгов региональных бюджетов. Не со всеми из этих долгов удалось рассчитаться до сих пор. Тогда как раз и было задействовано много всяких механизмов, например, перевод работников на неполный рабочий день, на неполную ставку и так далее. Если сейчас федеральный бюджет не будет оказывать определенную помощь, то регионы, вероятнее всего, будут вынуждены вернуться к подобной практике и дефицит региональных бюджетов, скорее всего, увеличится. Если это произойдет, возможно, придется сокращать какие-то социальные программы, программы регионального развития и тому подобное.

Часть денег, конечно, вернется в бюджет региона в виде НДФЛ, но я не уверен, что налог компенсирует все издержки, связанные с этим повышением. Мне кажется, федеральный центр, проведя соответствующие расчеты, поймет, сколько он «должен» регионам за то решение, которые было принято в 2012 году и которое не было полностью финансово обоснованным. Последующая оптимизация сети отчасти была связана именно с этим – с увеличением нагрузки при сокращении численности. У меня есть ощущение, что федеральный центр все-таки должен помочь регионам, если говорить о реальном, а не о фиктивном повышении зарплат.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: