Я думаю, любое вмешательство государства в регулирование цен (что на федеральном уровне, что на региональном) должно носить ограниченный и четко обозначенный характер. Понятно, что регулирование необходимо, когда идет речь о ценах на услуги субъектов естественных монополий, об инфраструктурных компаниях, предоставляющих коммунальные услуги или услуги по железнодорожным перевозкам.

В этом случае целесообразно регулировать, устанавливая максимальные и минимальные значения. То же самое может касаться разного рода лицензированных товаров или товаров, имеющих ограниченное хождение. Во всех остальных случаях целесообразно действовать исключительно косвенными методами, например, субсидируя самих производителей товаров или потребителей, предоставляя им гарантии покупки социально значимых для них товаров по фиксированным ценам. Либо вмешиваться в экстренных случаях, когда наступает совершенно кризисная ситуация, например, ажиотажный спрос на товары или услуги с очевидными признаками спекулятивных факторов. В таких ситуациях краткосрочное вмешательство государства возможно, но надо не увлекаться этим, а в определенный момент передавать ситуацию на откуп рынку. Во всех остальных случаях нужно прежде всего опираться на действия рыночных факторов, когда должен достигаться баланс спроса и предложения.

Учитывая экстренность ситуации 2020–2021 годов, сложившуюся из-за пандемии коронавируса, введения барьеров между странами, карантинных мер, регулирование тех или иных групп товаров может быть более расширенным. Но сейчас бессмысленно бороться с возрастающей инфляцией и ее прямым выражением в виде роста цен, поскольку это общемировая тенденция, касающаяся не только нашей страны и отдельных групп товаров. Некоторый эффект могут дать лишь кратковременные меры.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: