Мы отчетливо видим тренд на улучшение доходности регионов
Еще в 2017 году в стране была проведена масштабная инвентаризация расходов регионов, по итогам которой приняли решение изменить ставки налога на прибыль. В итоге 3% прибыли всех компаний ушло в федеральный бюджет вместо 2%, как было до этого. Сократив данный доход субъектов на 1%, Федерацией была поставлена задача всем регионам оптимизировать расходы и сделать их максимально целенаправленными, чтобы как можно большее число регионов вышло из состава дотационных до 2024 года. Как раз тогда будет стоять вопрос возвращения нормы налога на прибыль, когда действительно можно будет попробовать вернуться к распределению 2/18%.
Тот тренд, который сегодня подтверждается и губернаторами, и статистикой, и финансовой отчетностью, – это совершенно нормальная ситуация. Понятно, что объективно пандемия снижает темпы развития. Высокие инфляционные темпы не дают регионам в полной мере раскрыться, особенно с учетом того, что предприятия снижают свой потенциал и налоговые поступления. Тем не менее позитивный процесс наблюдается, в принципе, Минфин его подтверждает.
В рамках основных направлений налогово-бюджетной и таможенной политики, которая ежегодно публикуется Минфином, мы отчетливо видим тренд на улучшение, скажем так, доходности и обеспеченности регионов. С одной стороны, это вызывает некоторое удивление. С другой стороны, это как раз та планомерная работа регионов, про которую можно сказать, что они понемногу решают те задачи, которые перед ними стоят. Ничего сверхъестественного в этом нет – просто оптимизируются региональные госпрограммы, федеральное софинансирование идет уже не в рамках дотаций, а в рамках субсидий.
Здесь вопрос инвестиций различных программ стоит немного в другом формате. Раньше регионам просто выделяли дотации на покрытие бюджетного дефицита, а на сегодняшний момент речь стоит больше о софинансировании программ, которые Федерация поддерживает, а регионы софинансируют своими расходами. Этой практике уже более 10 лет, она понемногу начинает давать плоды и переориентирует бюджет на субсидиарное софинансирование, а не дотационное. В данной ситуации это только подтверждается статистикой, которая дает позитивный настрой на то, что тренды наращивания недотационных регионов, самодостаточных или по крайней мере близких к этому регионов будут постепенно расти.