Актуальность идеи пе­ре­да­вать нуж­да­ю­щим­ся про­дук­ты с ис­те­ка­ю­щим сро­ком год­но­сти не нова для мира и, бесспорно, остро актуальна для России. В нашей работе динамика обращений за натуральной помощью продуктами — это стабильный и неизменный рост. Мы сфокусированы на женщинах с детьми, но это далеко не единственная аудитория: пенсионеры, мигранты, бездомные и представители других социально уязвимых групп сегодня регулярно оказываются в ситуации, когда буквально нечего есть.

Например, к нам обращается мужчина, отбывший тюремное наказание: денег нет, на работу не берут, подработки редки и нестабильны — замкнутый круг. И его единственный запрос — «помогите продуктами, чтобы дотянуть до следующего калыма». Каким бы ни был социальный опыт или статус человека, он имеет право на поддержку в решении самых основных потребностей. Тем более когда совсем рядом, буквально через дорогу или даже на соседнем этаже твоего дома, торговая сеть пытается справиться с проблемой перепроизводства и торговых излишков.

Перепотребление стимулирует перепроизводство, а перепроизводство поощряет перепотребление. Это еще один замкнутый круг, выйти из которого могут помочь только осознанный подход и готовность взять на себя ответственность за изменения.

Если, например, в Европе решают проблему, как жертвовать продукты нуждающимся больше и эффективнее, то для нас вызовом становится сама идея о том, что можно не просто уничтожать излишки, а при этом выполнять еще и важную социальную миссию. Но это не повод для риторики в духе «хорошо там, где нас нет». Это повод для изучения имеющегося международного опыта и для системных усилий по его адаптации к российским реалиям. Это важная и очень масштабная работа, которую, бесспорно, необходимо начинать.

Очень многое зависит от того, как будет реализована эта идея. Продуктовая благотворительность не должна лишать человека достоинства, не должна унижать, не должна провоцировать агрессию, как это часто происходит сейчас. Все мы видели в Интернете видеозаписи драк за просрочку супермаркетов с участием мужчин и женщин, пожилых и детей. Система распределения и выдачи благотворительных продуктов должна быть тщательно продумана и разработана при непосредственном участии представителей благотворительных инициатив, которые работают напрямую с конечным благополучателем, знают его реальные нужды, могут сделать процесс точным, а значит, и эффективным.

Важно помнить, что экологичность — это не только про сбережение лесов и водоемов. Это про бережное отношение — и к людям, и к любым ресурсам, в том числе к товарным излишкам. Можно тратить триллионы рублей на утилизацию невостребованных товаров, что проще в моменте, хотя гораздо дороже и гораздо менее эффективно в долгосрочной перспективе. А можно здесь и сейчас приложить усилия по изменению системы, что, конечно, сложнее в моменте, но позволит не только более выгодно решить экономическую проблему, но и дать возможность тысячам нуждающихся почувствовать себя чуть более уверенно. И очень здорово, что в последние годы эти инициативы стали появляться.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: