Рецепты для снижения стоимости овощей, конечно, есть, главное, чтобы больше выпускалось такой продукции. Для этого необходимо серьезным образом поддержать фермерство, причем не столько деньгами. Российским фермерам нужны новые центры для потребительской кооперации, чтобы люди, даже вырастившие урожай в личном подсобном хозяйстве, могли гарантированно сдать свою продукцию. Чтоб они не искали рынок сбыта, а он гарантированно был у них в 100-километровой доступности. Сейчас очень много продукции просто не доходит до потребителя, она выбрасывается.

Ситуацию серьезно осложняет сильная монополия торговых сетей, куда мелкий производитель не может поставлять свою продукцию. Фермер не в состоянии выполнить те условия по срокам, объемам и качеству, которая предъявляет крупная сеть. Раньше ситуацию более-менее выравнивали малые магазины, но сейчас сети их активно вытесняют, даже из сельской местности. Единственный выход – это потребительская кооперация. Но пока число потребительских центров только сокращается. Если в 1991 году было около 18 тысяч таких центров, то сегодня осталось лишь 800 на всю страну. В итоге получается серьезный перекос – слишком сильно монополизированы распределительные каналы продуктов, что неминуемо в какой-то момент сказывается на цене.

Сейчас необходимы программы по созданию таких центров на основе государственно-частного партнерства – там и финансы, и распределение земель, и типовые проекты. Не так давно «Опора» написала соответствующее письмо на имя премьер-министра, сейчас оно как раз рассматривается правительством. Мы планируем 1 октября провести большое всероссийское совещание на эту тему в Туле.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: