Анализ политической ситуации в Ленинградской области (февраль 2013 г.)
Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета Высшей школы экономики по теме «Структурный анализ региональных политических режимов и электорального пространства», реализуемой Лабораторией региональных политических исследований под руководством д.п.н. Туровского Р.Ф.
Сироткина Е.В. – аналитик Лаборатории региональных политических исследований НИУ ВШЭ.
Февраль стал первым «рабочим» месяцем по внедрению комплекса мер по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, которые были накануне
разработаны комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти совместно с «Агентством стратегических инициатив». Стратегия предполагает поэтапное решение следующих задач: выполнение первичных планов региональными органами власти по улучшению инвестклимата (чему, собственно, и была посвящена основная работа в феврале), далее оценка экспертной группой работы правительства и финальный этап – индивидуальная оценка и точечная корректировка. При этом запланированные шаги по улучшению инвестклимата реализовывались на фоне
незапланированных конъюнктурных вызовов, на которые правительству предстоит найти подходящий ответ.
Достаточно печальным, но, с другой стороны, ожидаемым для правительства Ленинградской области стал отказ О.Дерипаски от строительства терминала в Усть-Луге. Причем инициатива о прекращении сотрудничества не была артикулирована должным образом – то, что О.Дерипаска не намерен финансировать порт, выяснилось, когда прошли все сроки для достижения соглашений и управляющая портом компания «Усть-Луга» была вынуждена прекратить переговоры и, будучи «свободной от обязательств» перед инвестором, предложить объект другим инвесторам. По официальной версии En+,
камнем преткновения стал вопрос инвестирования в железную дорогу, без которой объект существенно теряет инвестиционные показатели. При этом значительный рост консолидированной выручки соседнего «Транспортно-логистического комплекса» в 1,2 млрд. рублей, за счет в том числе правительственных инвестиций, не повлиял на ситуацию.
Видимо, Ленинградская область постепенно перестает интересовать О.Дерипаску как прибыльный инвестиционный объект — анализируя ситуацию в целом, имеет смысл вспомнить эпизод октября 2012 г. Так, в октябре возникала потенциальная угроза закрытия Волховского алюминиевого завода и тем самым создания еще одного «призрака Пикалева». Однако потенциальный конфликт был в тот момент урегулирован за счет оперативного федерального вмешательства. В этот раз ситуация свелась исключительно к экономической нецелесообразности, правда, компания О.Дерипаски все еще рассматривает идею создания перевалочных мощностей на Северо-Западе, но это будет уже не «Усть-Луга».
Сложившая ситуация создала трудности для реализации стратегии социально-экономического развития региона до 2025 года, разработанной совместно Д.Яловым (вице-губернатор по экономике) и командой А.Калошина («Центр стратегических разработок «Северо-Запад»), в соответствии с которой предполагалось сделать ставку на развитие традиционных секторов экономики, прежде всего, транспортно-логистического комплекса и инновационное развитие «точек роста».
Поддержку транспортно-логистического комплекса планируется осуществить частично за счет введения нового транспортного налога по образцу Санкт-Петербурга, то есть, увеличить его на 30% для грузового автотранспорта. Правда, в случае сохранения налоговой ставки в обсуждаемой редакции транспортный налог оказывается выше, чем в Санкт-Петербурге, что может привести к массовой перерегистрации владельцев транспорта в соседнем субъекте с более выгодными условиями. Примечательно, что Г.Полтавченко практически синхронно с Ленобластью инициировал похожий законопроект об увеличении налогов, правда, апеллируя к необходимости за счет вырученных средств заботиться об окружающей среде. Правительство Ленобласти
мотивировало свое решение исключительно экономической целесообразностью.
Инициатива вызвала безусловную резко негативную реакцию автовладельцев, которые справедливо отмечают непрозрачность расходования транспортного налога, что предполагает необязательное их использование в ремонте дорожного полотна и т.д. в интересах налогоплательщиков, как заявили представители власти обоих субъектов.
С подачи С.Нарышкина Ленобласть может стать пилотным регионом, в котором пройдет апробация новых технологий и управленческих решений в сфере ЖКХ. В одном из гатчинских районов на сегодняшний день уже внедрена система «Супер МКД», которая представляет собой единый механизм управления многоквартирными домами и учета всего жилищного фонда района. Таким образом, отдельные элементы инновационного управления уже используются, однако пока не решены проблемы с обеспечением максимальной прозрачности системы расчета стоимости услуг (которая остается наиболее конфликтогенной и непонятной для жильцов сферой), а также необходимо найти решение проблемы учета всех не номинально, а реально проживающих жильцов. Когда недочеты по итогам тестирования новой системы в Гатчине будут устранены, правительство намерено использовать новую систему во всей области, и в дальнейшем, в случае успешной имплементации, данный опыт может быть экстраполирован на всю территорию России.
Обещания губернатора использовать адресные подходы к инвестору в этом месяце воплотились в сотрудничестве с компанией ООО «Плаза Лотос Груп», которая пообещала построить на территории региона 44 га жилого комплекса малой и средней этажности. Пока представители компании осторожно высказываются относительно сроков окупаемости проекта, ссылаясь на необходимость колоссальных вложений с трудно прогнозируемым сроком окупаемости, очевидно, обращая внимание, что последнее обстоятельство будет зависеть от активности поддержки проекта со стороны региональной власти. Продолжая тему строительства жилья, стоит затронуть также начало реализации комплексного освоения территории в поселке Новогорелово, которое предполагает строительство жилого фонда размером в 66,5 га. В реализации проекта помимо правительства области заняты дочерние структуры «Газпромбанк Инвеста» и «ЛенРусСтроя».
Как в первом, так и во втором случае ставка сделана на удачное расположение жилых комплексов: в первом случае – это береговая линии Финского залива, рядом с Петергофом; во втором случае — северная часть МО «Виллозское сельское поселение», на берегу реки Дудергофки, около границы с Санкт-Петербургом и скоростным шоссе. Первый строительный проект в большей степени рассчитан на покупателей среднего и выше среднего достатка, второй — на более демократичную аудиторию.
Однако, говоря о частно-государственном партнерстве в сфере строительства, важно обратить внимание, что проекты будут реализовываться при поддержке правительства области, однако не предполагают прямого финансового стимулирования со стороны региональной власти. Данную концепцию партнерства губернатор А.Дрозденко представил в рамках инициативы о внесении изменений в региональный закон «О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области», который предполагает поддержку бизнеса через предоставление налоговых льгот застройщикам, готовым комплексно осваивать территории в отдаленных районах области. Это экспериментальная мера, которая, однако, апробируется на наиболее перспективных с точки зрения скорости реализации и окупаемости территориях. Очевидно, что область не сможет регулярно выступать в качестве источника софинансирования, поэтому задача на ближайшее время – создать институт компенсаторных мер, которые позволят убедить инвестора в
привлекательности и рентабельности областных территорий.
Проблема сельского хозяйства, в частности, выживания мясного животноводства в новых условиях рынка после вступления России в ВТО, пока остается нерешаемой. Объективно, Ленобласть, как, впрочем, и другие сельскохозяйственные области, не смогут на равных конкурировать с европейскими производителями. Причем, по условиям вступления в ВТО, правительство не имеет права вводить прямые охранительные меры в поддержку какой-либо отрасли. В настоящий момент перед областью встает задача разработки комплекса адаптационных мер, которые бы способствовали поддержке различных отраслей хозяйства и при этом не нарушали положений ВТО. На данном этапе единственная компенсаторная мера, которую может себе позволить правительство, это ввести спецтариф на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей. Но это, скорее, решение сегодняшнего дня, так как снижение цены на электроэнергию частично облегчает положение сельхозпроизводителей сегодня, но, отнюдь не защищает аграриев от последующей рыночной конкуренции в рамках ВТО.
При подготовке материала были использованы следующие источники:
• 47news.ru.
• «Российская газета».
• ИА Regnum.
• ИД «Коммерсант».
• «Ведомости».
• «Известия».
• «Труд».
• «Деловой Петербург».
• РБК daily СПб.
• ИА «Росбалт».
• Газета «Вести».
• «АиФ – Северо-Запад».
• Regions.ru.