Вице-премьер Хуснуллин прав: агломерации – это точки роста, но они плохо растут
Агломерации действительно являются точками роста, с этим не поспоришь (ранее вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что стране не нужно 85 регионов, а точкой роста должны стать агломерации. – РК). Только все они гораздо меньше Московской и Санкт-Петербургской агломераций, их ядрами являются города и муниципалитеты, у которых мало денег, очень низкая степень самостоятельности, все они высокодотационные. Агломерации развиваются, но тяжело, медленно, с опозданием инфраструктурной и дорожной сфер, потому что это все приходится делать на региональные деньги. У городов и соседствующих с ними муниципалитетов на это денег нет.
Вице-премьер Хуснуллин прав: агломерации – это точки роста, но эти точки роста довольно плохо растут, за исключением московской и петербургской, где субъекты, у которых есть деньги. Федерации пора перестать убивать местное самоуправление, которого уже практически нет, оно чрезмерно высокодотационное – ни полномочий, ни денег. Все равно городские центры растут – туда стягивается население регионов, люди там учатся, остаются, покупают жилье – концентрация идет. Просто это сопровождается барьерами инфраструктурного развития. Проще говоря, «человейники» – пожалуйста, их строят, спрос есть. Но нормальная городская среда не развивается, потому что у городов и окружающих их муниципалитетов просто нет денег.
Объединение регионов – это «родовая травма» российской власти, которую мы наблюдаем уже два десятка лет. Все время хочется пообъединять.
Совершенно понятно, что экономическое развитие никоим образом не связано с административным делением, что те, кого поглотят, станут периферийными и будут получать меньше федеральных трансфертов, то есть станут еще более глухой периферией. Но хочется пообъединять. Я называю это весенним обострением. При этом время – предвыборный период – выбрано достаточно странно. Люди не хотят объединяться.
Хуснуллин как-то недооценивает, что ни в Еврейской автономии, ни в Курганской области желающих не будет. Хотя если кто-то думает, что богатая Тюмень с ними поделится, то стоит понимать: Тюмень сильно обеднела в 2020 году и уже такой богатой вряд ли будет, потому что она живет на налоги на прибыль на нефть и газ. Если люди надеются, что им перепадет больше денег, то пусть остаются со своими наивными убеждениями. Денег им больше не перепадет. Любая турбулентность (а административные изменения – это турбулентность) нехорошо влияет на электоральный процесс.