Регионы не оставят один на один с проблемой бедности
Несколько дней назад правительство во исполнение требований Указа президента от 4 февраля 2021 года № 68 утвердило сразу почти 40 методик расчета ключевых показателей эффективности деятельности глав регионов. Это не первый указ, вводящий такую систему оценки. Первый появился еще в 2007 году, затем с определенной регулярностью (примерно раз в полтора-два года) вносились уточнения в такие указы или утверждались новые критерии. Количество показателей оценки работы губернаторов менялось, в некоторые годы их было более 40. Но непременно среди основных критериев оставались повышение доходов населения и заработных плат, а также снижение уровня бедности.
При этом выяснилось, что ответственность именно за эти показатели внутри региона нередко оставалась за самим губернатором. Функциональное разделение ответственности внутри региональных администраций не накладывало обязанность увеличения заработных плат, например, на руководителей экономического блока или на «социальщиков». Это касается и борьбы с бедностью. Кто лично должен отвечать за снижение этого показателя, не всегда понятно. К тому же многие меры социальной поддержки населения нередко оставались в полномочиях федеральных органов власти.
Президент же и в указе № 204 в мае 2018 года, определившем национальные цели развития, и в указе № 474 в июле 2020 года, который вносил в предыдущий существенные изменения, определил борьбу с бедностью в качестве национального приоритета, обозначив целевой ориентир – снижение уровня бедности в два раза к 2030 году. Однако кризисная ситуация 2020 года привела к незначительному увеличению этого показателя по отношению к предыдущему году. В настоящее время официальный уровень бедности в России составляет 12–13%. Следует напомнить, что в 1990-е этот уровень в отдельные годы он превышал четверть и даже треть от общей численности населения. В начале 2010-х уровень бедности снижался до 11%, но в целом с 2007 года бедность оставалась примерно на одном уровне.
Сама методика оценки уровня бедности несколько видоизменилась в последние годы, сейчас он определяется как доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах к общей численности населения. При этом Росстат прибегает при расчетах численности бедного населения к административным данным ФНС, Пенсионного фонда РФ и региональных органов социальной защиты, а величина прожиточного минимума в регионах определяется по-разному – в порядке, установленном законами субъектов Федерации. Где-то прожиточный минимум составляет менее 10 тысяч рублей, а в удаленных северных регионах – более 20 тысяч.
В этой связи не исключено, что реальное отражение ситуации с уровнем бедности может отличаться от региона к региону, в том числе из-за разных взглядов региональных властей на этот вопрос.
И все же картина распределения бедности по стране и так очевидна. Минимальные показатели бедности – в столичных и нефтегазодобывающих регионах. Самый высокий ее уровень – в Республике Тыва, где официально бедными считаются более трети жителей. Бедность также высока в некоторых других регионах юга Сибири, почти во всех северокавказских республиках, а также во многих регионах европейской части страны, как правило, аграрных или депрессивных.
Понятно, что у этих субъектов Федерации собственных средств региональных бюджетов не хватает, чтобы кардинально решить эту проблему. Понимая это, центр стремится пойти на увеличение выплат наиболее бедным слоям населения, индексируя пенсии, повышая пособия по безработице и создавая механизмы трансфертной поддержки регионов. В частности, в 2021 году на субсидии регионам для выплат пособий семьям с детьми от трех до семи лет (а эта категория наших граждан чаще других попадает в число малоимущих) выделяется более 200 млрд рублей. Причем данная помощь будет направлена практически всем субъектам Федерации.
Одним из общих направлений в борьбе с бедностью может стать повышение адресного характера социальных выплат. С 1 апреля был значительно пересмотрен порядок выплаты этих детских пособий. Теперь, с одной стороны, их размер может быть больше, чем половина от прожиточного минимума, а с другой – на такие пособия не смогут претендовать те семьи, которые, имея низкий доход, обладают весомой собственностью или большими вкладами.
Внедрение адресности связано и с формированием системы социального казначейства.
Понятно, что просто отдельными трансфертами или какими-то организационно-управленческими действиями бедность существенно снизить не удастся. Это потребует скоординированных действий властей по стимулированию экономического роста, который должен привести к росту доходов населения и созданию новых рабочих мест. Процесс этот будет небыстрым. Конечно, регионы не останутся один на один с проблемой высокого уровня бедности, но и успокоение в этом вопросе для них в ближайшие годы вряд ли предвидится.