Федеральный статус для многодетных: преимущества и риски нового закона
«Единая Россия» предлагает законодательно закрепить за многодетными семьями федеральный статус, который будет подтверждаться удостоверением, действительным на территории всей страны, сообщают СМИ со ссылкой на секретаря Генсовета партии Андрея Турчака.
Сейчас статус многодетной семьи и меры социальной поддержки, адресованные ей, – полностью региональная прерогатива, то есть регионы самостоятельно устанавливают как перечень и объем мер поддержки, так и критерии их назначения семьям. Соответственно, доступ к мерам поддержки у семей, проживающих в разных регионах, разный.
Яркий пример различий – определение многодетной семьи в разных регионах:
– семья, воспитывающая трех и более детей до достижения ими 18 лет;
– семья, воспитывающая трех и более детей до достижения ими 18 лет или до достижения 23 лет, если они учатся в образовательной организации на очной форме обучения;
– семья, воспитывающая трех и более детей до момента достижения младшим из детей 18 лет (например, в Москве).
Одни и те же меры поддержки предоставляются на разных основаниях. Например, компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг в одних регионах предоставляется с учетом уровня доходов (только малоимущим многодетным семьям), в других – без учета (всем многодетным). Закрепление единого определения и набора мер поддержки для многодетных семей на федеральном уровне будет гарантировать некий минимальный стандарт независимо от региона проживания.
Вопрос, конечно, в том, каким будет этот стандарт по сравнению с нормами, действующими сейчас в том или ином регионе, и какой уровень бюджета будет финансировать реализацию этого минимального стандарта.
С одной стороны, если в каком-то регионе окажется, что действующие меры недотягивают до единого федерального стандарта и объем поддержки нужно увеличивать, то для жителей данного региона это, конечно, будет положительно. Однако для бюджета региона может быть проблематично найти на эти цели дополнительные средства, если не будет федерального софинансирования.
С другой стороны, может возникнуть риск, что в регионах, где уровень поддержки сейчас выше, чем потенциальный единый федеральный стандарт, некоторые «необязательные» меры будут постепенно сворачиваться.