Анализ политической ситуации в Ленинградской области (январь 2013 г.)
Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета Высшей школы экономики по теме «Структурный анализ региональных политических режимов и электорального пространства», реализуемой Лабораторией региональных политических исследований под руководством д.п.н. Туровского Р.Ф.
Сироткина Е.В. — аналитик Лаборатории региональных политических исследований НИУ ВШЭ.
Ключевым аспектом политического курса Александра Дрозденко является активное привлечение инвесторов в регион, что совпадает с общефедеральным трендом на стимулирование прихода иностранных инвестиций в Россию. В этой связи наиболее значимыми направлениями деятельности являются создание конкурентоспособных условий для привлечения инвесторов, построение логистических и инфраструктурных комплексов совместно с регионами-соседями и с финансированием из федерального центра, решение финансовых конфликтов между хозяйствующими субъектами.
Несмотря на то, что по итогам договоренностей в уходящем году между Ленобластью и Санкт-Петербургом наметились более четкие перспективы сотрудничества, конкуренция за инвестиции между двумя регионами постепенно обостряется, и на это есть вполне понятные причины. Оба региона являются привлекательными для инвестора. Более того, и Санкт-Петербург, и Ленинградская область, понимая опасность соседства с сильным конкурентом, проводят целенаправленную политику по созданию еще более привлекательных условий для инвесторов.
Однако помимо шагов по повышению инвестиционной привлекательности территории, существуют объективные законы, также влияющие на ценовую конкуренцию предложения. Земля в Ленобласти стоит гораздо дешевле земли в Санкт-Петербурге, что снижает стоимость арендной платы для предприятий. После пересмотра кадастровой стоимости земли в 2012 г., арендная плата в Санкт-Петербурге может возрасти в 3-5 раз.
Разница между выкупной стоимостью земли в двух субъектах еще более значительна. К началу зимы 2012 г. разрыв усугубился вследствие намеренного снижения стоимости выкупа для предприятий в Ленобласти на 15%. За счет низких налогов и занижения арендной платы и выкупа Ленобласти удалось переманить компанию «Сименс. Технологии газовых турбин» (производитель турбин высокого класса, единственный в России), которая выбирала между двумя соседними субъектами — Санкт-Петербургом и Ленинградской областью — и в конечном итоге выбрала более экономически целесообразный вариант. Также за счет предоставления налоговых льгот правительству Ленинградской области удалось привлечь компанию «Орион», которая построит завод автокомпонентов в Сертолово. Наиболее крупными заказчиками комплектующих станут «Ниссан», «Тойота», «Дженерал Моторс» и «Форд».
В течение 8 лет компания будет выплачивать налог на прибыль в размере 13,5%. Немецкая компания «Кнауф» — производитель стройматериалов намерена модернизировать завод по производству картона и полиграфической продукции в Коммунаре. В ближайшее время компания выкупит оставшуюся часть земли, на которой расположен комбинат, для создания «понятной перспективы инвестирования», как заявил спикер компании. «Кнауф» работает по той же схеме налогообложения.
Вторым конкурентным аспектом являются стартовые условия для инвестора в регионе. Ленобласть делает ставку на привлечение промышленных групп в уже существующие промышленные районы с необходимой инфраструктурой, созданной за счет бюджетных средств. По мнению руководителя области, привлечение инвесторов сегодня оптимально осуществлять на готовые производственные площадки — технопарки. Тосненский район, например, будет специализироваться на подготовке промышленной инфраструктуры и помещений, где холдинг «Групо Антолин» (ведущий мировой проектировщик и производитель компонентов для внутренней отделки салона автомобиля) в 2015 г. запустит второй завод по производству комплектующих и станет якорным резидентом технопарка.
По мнению финансовых аналитиков, сложившаяся ситуация является следствием недостаточно быстрого реагирования Санкт-Петербурга на изменения на конкурентном рынке. Петербургские власти в этом отношении сдают позиции за счет отказа от ведения активной борьбы за инвестора и продолжения курса «по накатанной», в то время как Ленобласть пытается играть сразу на всех направлениях, где ранее монополистом по привлекательности был Санкт-Петербург.
Приход инвесторов на территорию области является важным вопросом для федерального центра. Имея принципиальное согласие ряда крупных бизнес-игроков, Ленобласть может постепенно добиваться дополнительного финансирования логистических и инфраструктурных комплексов. Так, для ускорения развития портов Финского залива министр транспорта М.Соколов заявил о необходимости ускорения строительства железнодорожного сообщения по линии Лосево-Каменногорск для запуска грузового скоростного поезда «Аллегро» в 2013 г. и переноса, таким образом, грузового движения к портам Финского залива. Лосево-Каменногорск является проектом государственно-частного партнерства с участием Инвестфонда РФ.
Ранее строительство дороги вызвало протесты местных жителей (жителей Выборгского района) из-за круглосуточного шума на стройке, низкой информированности местных жителей о назначении стройки, а также, по информации из СМИ, при строительстве дороги в 2011 г. был поврежден редут времен Петра I, что вызвало общественное негодование. Правда, несмотря на то, что петицию против незаконного, по мнению местных жителей, строительства подписали 350 человек, конфликт вскоре утих, и стройка была продолжена. Главным итогом этой ситуации является то, что область находит аргументы для федерального центра о большом значении своих объектов и получает необходимую политическую и финансовую поддержку.
Таким образом, привлечение инвестора идет по достаточно понятной схеме: регион создает первичные условия для прихода инвесторов: инфраструктуру (технопарк) и льготное налогообложение (наряду с другими преимуществами Ленобласти дополнительные две становятся решающими при выборе, например, между ней и Санкт-Петербургом), затем приход инвестора позиционируется перед Кремлем как событие федерального значения, под которое необходимо дополнительное финансирование на создание логистических и дополнительных инфраструктурных сетей. Федеральный центр, понимает, что в условиях крайней необходимости иностранных инвестиций, что становится одним из приоритетных направлений федеральной экономической политики, поддержка отдельно взятого региона, который вполне успешно справляется с планом по привлечению инвесторов, является стратегической задачей для всей страны. Таким образом, область получает наряду с политической благосклонностью недостающее федеральное финансирование и, как итог, развитую сеть сообщений и условий для потенциальных инвесторов, а также повышение лояльности федерального центра в дальнейших вопросах финансирования объектов федерального значения на территории области.
В качестве дополнительной аргументации важности региональных объектов перед федеральным центром Ленобласть привлекает заинтересованных регионов-партнеров. Первым совместным проектом в сфере транспортной инфраструктуры Ленобласти и Санкт-Петербурга может стать вокзал в Девяткино, который по просьбе А.Дрозденко к министру транспорта М.Соколову о содействии в привлечении федерального финансирования может быть осуществлен за счет создания мультимодального транспортно-пересадочного узла «Девяткино». Проект планируется к реализации в рамках, опять же, государственно-частного партнерства с привлечением федеральных органов. Ленинградская область выигрывает в данном случае от создания на своей территории международного транспортного узла, Санкт-Петербург снизит транспортную нагрузку с внутренней улично-дорожной сети. Причем опять же в общем соотношении выигрывает Ленинградская область за счет своих активных действий, Санкт Петербург, скорее, используется в качестве убедительного аргумента для федерального центра для предоставления соответствующего финансирования и является пассивным бенефициаром сделки.
В газовой сфере пока отдельные территории области, как Выборгский район, демонстрируют негативный финансовый результат за год и задерживают платежи перед «Газпромом», что может сказаться на темпах и качестве дальнейшей газификации области, как отметил губернатор. Руководство области берет на себя долг района перед «Газпромом» (100 млн. рублей), но направит в Выборг комиссию для изучения ситуации и оценки эффективности распределения средств и сбора платежей. На данном этапе представители «Газпрома» констатируют, что ряд объектов газификации не обладают должной инфраструктурой и, соответственно, не готовы к приему газа. Однако правительство планирует решить эту проблему к 2014 г. и устранить противоречия в синхронизации между строительством газовой инфраструктуры и готовностью потребителя к подключению к ней. Учитывая, что на отчетном совещании по данному вопросу за 2012 г. правительству удалось довести синхронизацию до 80% по сравнению с 30-40% в 2011 г., можно рассчитывать на выполнение плана в срок.
Среди наиболее значимых кадровых решений месяца — назначение главой комитета по дорожному хозяйству А.Львова. Чиновник перешел в ведомство в качестве заместителя руководителя, ранее проработав более 10 лет в Смольном. Предыдущий глава комитета ушел в отпуск с последующим увольнением, а позднее его деятельностью во главе комитета заинтересовалась прокуратура. Комитет по энергетике Ленобласти покинул А.Бондарчук, перейдя на аналогичную должность в Санкт-Петербург по согласованию обоих глав регионов. По данным из СМИ, А.Бонарчук являлся креатурой С.Козырева, который стал вице-губернатором в Санкт-Петербурге, ранее проработав в должности руководителя аппарата губернатора и правительства при В.Сердюкове. Таким образом, у области и Санкт-Петербурга произошел своеобразный обмен кадрами. Эксперты обращают внимание на то, что подобный обмен находится в тренде последних лет.
Положительным итогом такой ротации может стать более плотное сотрудничество между двумя регионами, в силу понимания чиновниками специфики проблем каждого из них. По данным «Коммерсанта», диалог по продаже блокпакета акций (25% плюс одна) ОАО «Транспортно-логистического комплекса» (ТЛК) Усть-Луга, который также является оператором «Юга-2» и паромного комплекса, приблизился к финальной стадии, которая, по неофициальным источникам из ТЛК, окончательно завершится к марту 2013 г.
«Усть-Луга» является государственно-частным предприятием с долей инвесторов:
• 21% — Ленинградская область;
• 23% — «Инвестпорт Холдинг Истэблишмент»;
• 19,19% — «РВМ Капитал»;
• 16,82% — ЗАО «Новые ресурсы»;4
• 12,79% — Транскредитбанк;
• 7,15% — ОАО РЖД.
Компания планирует провести допэмиссию в ближайшее время, но по оценкам экспертов, она не должна существенно повлиять на распределение долей среди акционеров.
Новым совладельцем терминала станет арабская компания «Галфтейнер» («Галфтейнер Глобал Ложистикс Лимитед» из Объединенных Арабских Эмиратов), которая планирует вложить в комплекс около 200 млн. евро для развития стивидорных мощностей в Лужской губе Финского залива. По словам управляющего директора арабского партнера, выбор в пользу Усть-Луги был сделан благодаря ее географическому положению. Ряд экспертов полагает, что в этом вопросе не все так безоблачно, как представляют официальные спикеры компании. В частности, существует ограничение на выкуп компаний для иностранных инвесторов и, скорее всего, «Галфтейнер» не разрешат далее увеличивать свою долю в компании при любом раскладе.
В январе продолжается конфликт между компаниями «Ленэнерго» и ОАО ЛОЭСК, которые с конца 2012 г. не смогли договориться о размере платежей за передачу электроэнергии. ЛОЭСК обвиняет «Ленэнерго», аффилированную с государственным «Холдингом МРСК», в невыплате части средств — «Ленэнерго» убеждает в обратном. При этом позиция частной распределительной компании ЛОЭСК в конфликте неожиданно стала более выгодной, так как в качестве ответной реакции она получила право от «РКС-энерго» самостоятельно распределять выручку между сетями региона, а значит и потенциальную возможность сократить выручку «Ленэнерго» до минимума.
Причем до конфликта ситуация была противоположной: дочка «Ленэнерго» являлась более влиятельным игроком в регионе в силу того, что именно она получала от гарантирующего поставщика все деньги за передачу электроэнергии, а затем распределяла их по смежным сетям. Для «РКС-энерго» ЛОЭСК является гораздо более выгодным партнером, так как через эту сетевую компанию напрямую подключено 400 тыс. домохозяйств и 8 тыс. юридических лиц, пояснил СМИ гендиректор «РКС-энерго» М.Коломыцев. Примечательно, что М.Коломыцев ранее работал в ЛОЭСК в разных качествах, начиная с электромонтера, а затем продвинулся по служебной лестнице. Этим может объясняться благосклонность сбытовой компании к данному сетевому партнеру.
Таким образом, в Ленобласти произошла беспрецедентная рокировка, когда МРСК предпочел работать не со своим региональным партнером, а с другим сетевым игроком. Посредники в лице финансовых регуляторов решили не вмешиваться в конфликт, заявив о разногласиях между хозяйствующими субъектами, которые решаются в индивидуальном судебном порядке. Важно отметить, что история конфликта уходит глубоко в 2000-е, когда ЛОЭСК была маленькой компанией, а «Ленэнерго» фактически монополистом, и именно с того периода «Ленэнерго» пытается поглотить ЛОЭСК через ее банкротство.
Несмотря на потерю «РКС-энерго», у «Ленэнерго» все же остается ОАО «Петербургская сбытовая компания» («ПСК»), которая занимает 50% рынка.
Однако развязка текущего энергетического конфликта в пользу ЛОЭСК может быть связана с ноябрьскими кадровыми перестановками. Тогда руководителем ведомства по итогам долгой борьбы между энергетическими компаниями за право поставить своего человека стал О.Сибиряков, который, по одной из версий, занял этот пост благодаря поддержке владельца компании ЛОЭСК Е.Бобылёва. Таким образом, у ЛОЭСК суммарно оказалась поддержка и в сбытовой компании, и в структурах региональной власти, что и привело к такому неожиданному, на первый взгляд, решению.
В этом месяце «Ленэнерго» попадает еще под один удар. На этот раз конфликт разгорелся между сетевой компанией и сбытовой компания ООО «Русэнергосбыт» (ее ключевым клиентом является ОАО «РЖД»), которая подала в суд на «Ленэнерго» и 5 пытается вернуть деньги за 2006-2008 гг. за передачу энергии потребителям в Санкт-Петербурге и Ленобласти. В соответствии с иском «Русэнергосбыт» утверждает, что на тот момент, совпавший с образованием ОАО «Федеральная сетевая компания» (ФСК), «Ленэнерго» не являлась собственником сетевой инфраструктуры и не имела права на использование объектов ФСК, а значит и взимать деньги за посредничество. Отметим, что оба дела, в которых фигурирует «Ленэнерго» косвенно связаны с претензиями к компании по стоимости посреднических услуг, которые в некоторых случаях превышают до 7 раз стоимость электроэнергии по магистральным линиям ФСК.
Поэтому совершенно очевидно, что обе компании за счет публичного скандала и разбирательства в суде надеются снискать себе более выгодные условия и перейти к общению с поставщиком напрямую, без посредников. Если подобная тактика окажется успешной, «Ленэнерго» рискует проиграть и на этом поле. Как отмечает «Коммерсант», подобные прецедентные разбирательства уже имели место ранее в других регионах, и тогда конфликт «Русэнергосбыта» и сетевой компанией «МРСК Волги» дошел до ВАС РФ.
При подготовке материала были использованы следующие источники:
• 47news.ru.
• «Российская газета».
• ИА «Regnum».
• ИД «Коммерсант».
• «Ведомости».
• «Известия».
• «Труд».
• «Деловой Петербург».
• РБК daily СПб.
• ИА «Росбалт».
• Газета «Вести».
• «АиФ – Северо-Запад».
• Regions.ru.