Уровень безработицы вырос, но не так критично, как прогнозировалось
Год назад, когда началась пандемия, многие эксперты, в том числе и я, предсказывали чудовищный уровень безработицы – катастрофический. Но самые пессимистичные прогнозы не оправдались. Да, безработица выросла, но не в тех объемах, в которых ожидалось. С чем это связано? Есть, конечно, разный бизнес. Если бизнес связан с производством товаров и оказанием услуг, для которых не нужны хорошо подготовленные и квалифицированные кадры, то, конечно, в условиях шоковых воздействий, которые оказала и сама пандемия, и меры, принятые государством, владелец бизнеса будет увольнять.
Если предприниматель занимается более, скажем так, интеллектуально емким видом деятельности, ему нужны сотрудники, имеющие высокий уровень профессиональной подготовки и пользующиеся определенной степенью его доверия. В таком случае увольнение – это последнее, на что решится предприниматель. Это хорошо заметно по интервью, которые берешь у предпринимателей, особенно у представителей микробизнеса. По статистике, везде, в том числе и в России, подавляющее большинство малого бизнеса – это микробизнес, люди, у которых два, три, пять или десять наемных работников. Когда этих бизнесменов спрашиваешь, что произошло во время пандемии, они говорят о проблемах доходности бизнеса и тут же переходят на занятость: «Как же я их уволю? Ведь это люди, с которыми я работаю. У каждого семья». Даже когда не спрашиваешь предпринимателей о социальной ответственности, по интервью с ними всегда видно, что они ее за собой чувствуют. Поэтому, мне кажется, мы ищем не там, где потеряли, а там, где светло.
Не стоит забывать, что помощь государства в том, что касается сохранения рабочих мест, была оказана, но она была минимальной. Бизнесу сказали: если на 1 апреля сохранишь 90% штата сотрудников и если работаешь в тех видах деятельности, которые попали в число государственных приоритетов, то мы дадим тебе субсидии на зарплаты в размере МРОТ. Но тут возникает много вопросов. Далеко не все пострадавшие на самом деле отрасли попали в список приоритетных с точки зрения государства. Бизнес долго по этому поводу сокрушался, об этом много писали и говорили.
Многие пострадавшие виды бизнеса не попали даже в число потенциальных претендентов на помощь. Немало вопросов вызывали и размеры помощи. Одно дело, если речь шла об удаленных населенных пунктах, и совсем другое, если о крупном городе-миллионнике. Насколько МРОТ оказался сопоставим с зарплатой в этих городах? Как минимум в 2,5–3 раза меньше, чем ранее выплачивал предприниматель. Но последнее, что делали предприниматели в этой ситуации, – это увольняли людей. Увольняли тогда, когда понимали, что бизнесу осталось жить от нескольких дней до нескольких недель.