Ситуация в Московской области, политика и.о. губернатора Андрея Воробьева, его вероятная предвыборная стратегия. Аналитический доклад
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
2012 год стал значимым для российской политики. Завершившиеся федеральный и региональный электоральные циклы ознаменовали собой окончание первого этапа системных политических перемен. Теперь политическая активность перемещается на региональный уровень. Пиком этой активности станет сентябрь 2013 года, когда состоится сразу несколько значимых кампаний по выборам губернаторов, глав муниципалитетов и депутатов законодательных собраний регионов. Один из важнейших для политического развития страны выборный регион — Московская область. Эффективный контроль над Московской областью, выполняющей роль «буферной зоны» Москвы, объективно является для федерального центра важной задачей. С 8 ноября 2012 года обязанности губернатора Московской области исполняет Андрей Воробьев.
2012: третий губернатор
Борис Громов, возглавлявший Московскую область в 2000-2012 гг., справлялся с текущим управлением регионом. Однако системные проблемы: усиление неэффективности транспортной инфраструктуры, ухудшение миграционной ситуации, рост масштабов коррупции, институциональные ограничения в развитии земельных отношений и строительной отрасли, активизация организованной преступности – постепенно и неуклонно накапливались. Дефицит бюджета области составил на начало 2012 года более 10 млрд. рублей, государственный долг региона – более 100 млрд. рублей, а разложение подмосковных правоохранительных структур стало постоянной темой дискуссий в федеральных СМИ.
После отставки Громова (которая многократно прогнозировалась) руководить областью было поручено Сергею Шойгу. Отставка с поста министра по чрезвычайным ситуациям и наделение полномочиями подмосковного губернатора стали для Шойгу очевидным статусным понижением (даже учитывая особое положение Московской области), и это нашло отражение в ежемесячном рейтинге 100 ведущих политиков, который АПЭК производит и публикует в «НГ». Осознавая (а возможно, интуитивно ощущая) эту проблему, Шойгу пытался компенсировать статусные потери агрессивным публичным позиционированием, которое привело к множественным конфликтам (с мэрией Москвы, с федеральными ведомствами, с бизнес-игроками). Назначение Шойгу на очень значимый в иерархии федеральной административной элиты пост министра обороны само по себе было стабилизирующим фактором для элиты Московской области, значительной части федеральной элиты и элиты Москвы.
Важнейшим фактором, обусловившим выбор кандидатуры нового главы региона, стала близость Андрея Воробьева к Сергею Шойгу. В интервью телеканалу «Дождь» Воробьев назвал Шойгу своим политическим «крестным отцом». Известно, что отец Воробьева, Юрий, — один из ближайших соратников Шойгу. Он стоял у истоков создания МЧС и долгое время бывший первым заместителем главы ведомства. Сам Андрей Воробьев был помощником Шойгу, когда тот занимал пост вице-премьера правительства. Впрочем, после назначения на пост и. о. губернатора Воробьев заявил, что прежде всего является членом команды Владимира Путина. Это подтверждение лояльности главному центру принятия решений выглядит вполне логично, особенно в контексте активного автономного самообозначения в публичном пространстве «группы Шойгу», в которую, помимо отца и сына Воробьевых, входит также министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Пучков и некоторые другие деятели.
Андрей Воробьев воспринимается – во всяком случае, пока — как фигура, устраивающая большинство групп интересов, влияющих на ситуацию в Московской области. Учитывая продолжительность работы Воробьева в «Единой России» и Государственной Думе, сомневаться в его богатом политическом опыте и системности не приходится. Он обладает опытом ведения собственного бизнеса (до прихода на пост руководителя ЦИК «Единой России» Воробьев возглавлял ОАО «Русское Море» – одну из крупнейших в стране рыбоперерабатывающих компаний) и сохраняет значительное влияние на федеральном уровне. Возможно, все это будет способствовать росту инвестиционного потенциала области.
И.о. губернатора Московской области имеет большой опыт руководства избирательными кампаниями. Для политического стиля Воробьева характерны решительность, внимание к деталям и умение сконцентрировать ресурсы на важнейших направлениях. Это делает довольно высокими его шансы быть избранным в ходе прямых выборов главы региона в сентябре. Однако сегодня эта победа далеко не гарантирована – хотя бы в силу лишь начальной, «первичной» его известности у населения.
Команда Воробьева и структура областной власти
Высокая личная лояльность Воробьева Шойгу отнюдь не означает сохранения команды бывшего главы региона, особенно учитывая то обстоятельство, что Шойгу забрал с собой ряд ключевых фигур правительства региона в Министерство обороны. Более того, Воробьев пошел и на важные структурные изменения.
Кадровые и структурные изменения во власти Подмосковья произошли уже через несколько дней после назначения Воробьева и.о. губернатора. Одним из первых решений нового главы региона стало объединение должностей губернатора и премьера областного правительства. От раздельного хозяйственного и политического управления, введенного Сергеем Шойгу (очевидно, для продолжения позиционирования в качестве «политика федерального уровня»), Воробьев решительно отказался. Это решение потенциально может дать Воробьеву большой кредит доверия перед выборами главы региона: «губернатор-хозяйственник» лично может решать – разрешать — многие бытовые и социальные проблемы жителей региона. Однако значительны и риски: Воробьеву необходимо одновременно и демонстрировать жителям способность эффективно решать их проблемы, и формировать собственную электоральную привлекательность, и поддерживать устраивающие население и элиты каналы коммуникации.
Кроме введения единоначалия, Воробьев создал посты трёх первых вице-премьеров. Руководить финансово-экономическим блоком региона поручено бывшему главе комитета Госдумы по регламенту Ильдару Габдрахманову, социальным блоком – бывшему министру образования Московской области Лидии Антоновой. Руководителем блока внутренней политики и избирательных технологий стал давний соратник Воробьева Юрий Олейников, занимавший до этого пост заместителя полпреда Президента РФ в СКФО, а еще ранее – заместителя руководителя ЦИК «Единой России». При этом министр внутренней политики Московской области Андрей Ильницкий, ранее также занимавший пост заместителя руководителя ЦИК «Единой России» и пришедший в правительство Московской области при Шойгу, сохранил свой пост. При этом оставил свой пост премьер областного правительства Андрей Шаров, назначенный Сергеем Шойгу – его должность была упразднена, и Шаров отказался от вице-губернаторского кресла.
Можно прогнозировать, что кадровая политика Воробьёва будет существенно отличаться от кадровой политики его предшественников и в будущем. В прошлом боевой генерал, Борис Громов отличался, по многим оценкам, военной прямолинейностью и чрезвычайной быстротой в принятии решений о назначениях и отставках . Сергею Шойгу в роли антикризисного менеджера пришлось проводить массовые «зачистки» в правительстве и властной элите, а затем поиск новых управленческих кадров – прежде всего в МЧС и в партии. Воробьев же, известный приверженностью «мягкой силе» и лоббистскими способностями, действует более предусмотрительно и дифференцированно.
В новое правительство региона и в региональные властные структуры вошли представители партии «Единая Россия», бывшие депутаты Государственной Думы, бизнесмены. Некоторые деятели, например, новый первый вице-премьер правительства Лидия Антонова, остались в правительстве ещё со времён первых губернаторских сроков Бориса Громова. В регион пришли и чиновники из федеральных органов власти. Таким образом, Воробьёв, по сути не имеющий своей «команды» в привычном смысле слова, начал её формирование. Слаженность действий правительства Андрея Воробьева и становление его как «команды» сыграет ключевую роль в приближающихся выборах губернатора региона.
Московская область: проблемы и вызовы
Московская область не является «рядовым» регионом, хотя и не обладает формализованным особым статусом. Выгодные отличия Московской области от других (не столичных) регионов заключаются в наличии значительных экономических и производственных ресурсов и развитой транспортной инфраструктуры. Регион занимает второе место в России по численности населения, четвертое – по экономическому значению и величине ВРП (уступая лишь Москве и нефтедобывающим Тюменской области и ХМАО). Область является вторым по численности населения субъектом Федерации – на территории Подмосковья проживает около 7,2 млн. человек. Количество жителей нестабильно, оно постоянно возрастает за счёт жителей других регионов и СНГ, которые воспринимают область как «трамплин» к Москве. Управление регионом связано с большими проблемами, обусловленными близостью к Москве. Охарактеризуем их.
- «Маятниковая» миграция: большое количество жителей Подмосковья работает в столице, что создает как транспортные, так и налоговые проблемы.
- Московский крупный бизнес (в первую очередь – девелоперы) заинтересованы в территориях Московской области для застройки, при этом цены на жилье имеют тенденцию к повышению.
- Москва и Московская область сильно отличаются по качеству жизни и уровню обеспечения социальной инфраструктурой. Такое различие привело к появлению ментальной неприязни между жителями столицы и области, причем граница этой неприязни четко очерчена и проходит вдоль границы Москвы («коренные москивичи» и «замкадье»).
- Пассажирский и грузовой транспорт области полностью ориентирован на транзит через Москву. Перемещение из одного конца региона в другой возможно только через территорию столицы. Дороги, соединяющие между собой федеральные трассы, которые пронизывают Подмосковье во всех направлениях, находятся в неудовлетворительном состоянии.
- Ситуация «двойной лояльности» административной элиты и бизнес-элиты в ближайших к границам Москвы районах Подмосковья, которая сложилась во времена Бориса Громова. Зачастую и чиновникам, и предпринимателям выгоднее работать с городскими властями, игнорируя указания областных руководителей.
- Высокий уровень коррупции, в том числе на уровне областной администрации, что привело к крайне напряженной финансовой ситуации. Так, ныне скрывающийся за границей Алексей Кузнецов, с 2000 по 2008 гг. занимавший пост областного министра финансов, обвинён в махинациях с землёй на сумму в 20 млрд. долл. США.
Приоритетными направлениями новой администрации, по словам Воробьева, станут развитие экономики региона, борьба с коррупцией в земельной и строительной отрасли, строительство объектов транспортной инфраструктуры. Первоочередными задачами признаны наведение порядка в сфере государственных закупок в регионе, реконструкция и строительство железнодорожных переездов и строительство 12 хордовых магистралей. Задача строительства хорд определена в том числе и для облегчения транспортной ситуации в Москве – из-за отсутствия путей объезда столицы все междугородние грузовые перевозки совершаются через МКАД, усугубляя и без того сложную ситуацию с пробками на кольцевой автодороге.
Немаловажным элементом политики новой администрации должно стать социальное направление. На примере Московской области становится очевидным центр-периферийный разрыв в уровне социальных гарантий и обеспечения, качестве и «плотности» социальной инфраструктуры. Отличается даже объем пенсионного обеспечения жителей окраин столицы и ближайших к Москве районов.
Проблемой, с которой придется столкнуться новой администрации Московской области, становится расширение границ Москвы. Жители районов, вошедших в состав столицы, в первую очередь так называемая «Новая Москва», получают все социальные преимущества жителей Москвы, тогда как их «менее удачливые» соседи остаются в юрисдикции области. Иногда новая граница проходит по территории населённых пунктов, что может повысить уровень недовольства региональной властью. Территориальные споры могут стать фактором конфликтности во взаимоотношениях региональных властей.
Вектор борьбы с коррупцией, заданный Сергеем Шойгу, не изменился – тем более что он является значимым и на федеральном уровне. За время, прошедшее с момента назначения Воробьева на пост и.о. губернатора, было возбуждено несколько громких антикоррупционных дел. Наиболее заметным стало уголовное дело против главы Чеховского района Подмосковья Александра Слободина по подозрению в незаконном изъятии земель лесного фонда из федеральной собственности
«Конфликтный треугольник»: административная элита Подмосковья — руководство Москвы — федеральный центр
В целом отношения Москвы и Московской области складываются не в пользу последней. За последние годы мегаполис поглотил целый ряд районов Подмосковья, в которых проживала значительная часть экономически активного населения области. Усиливается внутренняя миграция. Жители области переезжают в ближайшие пригороды или «спальные» районы столицы, так как проживание в них даёт доступ к транспортной инфраструктуре города, в первую очередь к сети метрополитена. Московские власти способствуют этому процессу, приняв программу развития метрополитена, предусматривающую вывод конечных станций на территорию области, и программу реконструкции вылетных магистралей.
Транспортная проблема — это явная сфера пересечения интересов властей Москвы и Московской области. Именно поэтому Воробьев в своих интервью подчеркивает, что планы по реконструкции подмосковных магистралей разработаны совместно с московскими властями. Но в отношениях руководства регионов случаются и проблемные ситуации.
Такой ситуацией стал, например, «грузовой конфликт» – первое публичное столкновение Андрея Воробьева и мэра Москвы Сергея Собянина. Конфликт произошел менее чем через месяц после назначения Воробьёва на должность и.о. губернатора, что подчеркивает значимость проблемы. Напомним, власти Москвы приняли решение ограничить движение большегрузного транспорта по МКАД в дневное время (с 7 до 22 часов). Запрет вступает в силу с марта 2013 года. В дальнейшем планируется запретить фурам въезд на МКАД в любое время суток. Эта инициатива была обусловлена огромным количеством фур (по подсчетам московских чиновников – более 150 тысяч), которые передвигаются по МКАД, создавая заторы. По оценкам столичной администрации, из-за большегрузного транспорта МКАД перегружен в среднем на 120%, а в пиковые моменты – на 240%. Запрет вызвал негативную реакцию в подмосковной администрации, поскольку вследствие решения о разгрузке МКАД транзитный транспорт будет объезжать Москву по однополосным МБК (Малое бетонное кольцо) и ББК (Большое бетонное кольцо). Перераспределение потоков автомобилей сделает передвижение легкового транспорта по этим важнейшим соединительным магистралям крайне затруднительным. Несмотря на протесты областных чиновников, решение о поэтапном запрете движения фур по МКАД было принято.
Московская область не осталась в абсолютном проигрыше. Андрей Воробьев получил значительный козырь в переговорах о выделении средств из бюджета страны на строительство новых магистралей: затруднение движения транспорта в Московской области будет означать фактическую транспортную изоляцию столицы. Кроме того, Сергей Собянин заявил о том, что Москва окажет поддержку в строительстве пригородной инфраструктуры. Однако после «грузового конфликта» стало вполне очевидно, что публичный политический и лоббистский ресурсы Андрея Воробьева несопоставимы с аналогичными ресурсами Сергея Собянина.
Зонами достижения властями двух регионов взаимоприемлемых договоренностей могут стать транспортные и инфраструктурные вопросы, вопросы социального обеспечения, налогообложения, строительства и землепользования. Так, обсуждаемый в Москве план вывода промышленных предприятий за границы города также потребует тесного взаимодействия как администраций, так и бизнес-структур. Стратегия неконфликтного взаимодействия с московской мэрией более предпочтительна для Андрея Воробьева, чем стратегия постоянной эскалации конфликта, которую долгое время использовал Борис Громов.
Борис Громов не был деятелем, на которого федеральный центр делал серьезную ставку, однако регулярно переназначался на пост губернатора как противовес Юрию Лужкову и его инициативам объединения двух регионов. Громов всегда жестко критиковал эти инициативы и выступал за ограничение влияния Лужкова на ближайшие к Москве регионы, что, безусловно, было важным аргументом в торге с Кремлем за губернаторское кресло.
Сергей Шойгу за короткий срок своего руководства Московской областью успел наладить отношения области и федерального центра, однако использовал не формальные институты взаимодействия, а личный лоббистский ресурс. Так, велись переговоры о выделении значительных ресурсов на дорожное строительство в регионе, создание природных заказников. Шойгу доводил отношения с Москвой до открытого конфликта (таким было развитие ситуации с компенсациями Подмосковью взамен присоединённых к Москве территорий), а затем выносил эти конфликты в зону приоритетного внимания Кремля. Случались и конфликты с федеральными ведомствами (например, с Министерством регионального развития).
В отличие от своих предшественников, Андрей Воробьев, вероятнее всего, не сможет стать губернатором на конкурентных выборах без поддержки Кремля. Поэтому он, очевидно, будет стремиться скорее к переговорам и компромиссу, чем использовать жесткие выпады против федерального центра. К тому же Воробьев заявляет о приоритетности активной инвестиционной политики. Путь конструктивного взаимодействия с Кремлем и наиболее значимыми федеральными ведомствами — наиболее логичный путь получения масштабных финансовых субвенций и инвестиционных контрактов, которые необходимы Подмосковью.
Подмосковье: предвыборная социально-политическая ситуация
Население области, которое является преимущественно городским (80%), сильно дифференцировано по удалённости от Москвы и типам территорий. Различный уровень развития территорий приводит к разнообразию интересов и запросов людей. Формальная столица области, Красногорск, обладает ничтожным по сравнению с Москвой экономическим значением. Немаловажно и то, что многие органы региональной власти находятся в пределах другого субъекта – города Москвы (решение Воробьева об их постепенном переводе в Московскую область свидетельствует о понимании им этой проблемы).
К первому типу территорий принято относить крупные города и районы Московской области, особенно те, которые прилегают к мегаполису. К этой категории относятся города Химки, Балашиха, Одинцово, Долгопрудный, Красногорск, Сергиев Посад, Подольск, Щелково, Электросталь, Жуковский, Королёв, Домодедово и некоторые другие. В этих городах проживает большое количество населения (в некоторых – до 200 тысяч человек). Их население находится в прямой зависимости как от Москвы, так и от градообразующих оборонных предприятий, в значительной степени сохранившихся со времён СССР. Характерной особенностью населения этих городов является высокий средний уровень образования, связанный с научным прошлым и с большим количеством квалифицированных сотрудников московских компаний, которые проживают за границами города в связи с высоким уровнем цен на аренду жилья в столице. Жители этих городов заинтересованы в первую очередь в усилении инфраструктурных связей с Москвой, экономика которой постепенно поглощает эти территории, и в эффективной борьбе с коррупцией в местной власти.
Второй тип подмосковных территорий – средние города. К этой категории относятся населённые пункты с меньшим населением, удалённые от границ Москвы или основных трасс. Это Звенигород, Ногинск, Воскресенск, Дубна, Лобня, Бронницы, Апрелевка и другие. В силу относительной удалённости от Москвы для жителей этих городов приоритетными выступают как развитие общественного транспорта (в первую очередь – железнодорожного), так и создание квалифицированных рабочих мест вблизи их места проживания. Важной проблемой является организация работы сферы услуг и досуга.
К третьему типу территорий можно отнести относительно небольшие города, поселки городского типа и сельские поселения, в которых проживает около 20% населения региона. Населённые пункты этой категории раскиданы по всей территории области, однако наибольшая их концентрация отмечается на удаленных от Москвы внешних границах региона. Примером таких поселений можно считать города и посёлки в Волоколамском, Можайском, Егорьевском, Зарайском, Клинском, Талдомском и других районах. Многие из людей, проживающих в этих городах и поселках, также работают в Москве, но преимущественно вахтовым методом. Эти люди заинтересованы в первую очередь в создании социальных и инфраструктурных объектов, рабочих мест, росте уровня жизни, налаживании взаимоотношений с соседними регионами.
Уникальность подмосковной элиты заключается в её фрагментации по крупным городам и сферам влияния, что усложняет задачу Воробьева по ее «собиранию». Как отмечают сами представители подмосковной политической элиты, Московская область де-факто является конфедерацией, а не единым регионом — с сильными главами районов, собраниями депутатов, влиятельными предпринимателями и общественно-политическими организациями.
Ещё одно особенностью Подмосковья является значительный уровень влияния организованной преступности и лидеров преступного мира, которые сегодня в основном контролируют поставки наркотиков и потоки нелегальной миграции. Очевидной проблемой является сращивание интересов преступности и правоохранительных органов и (или) органов власти, произошедшее в ряде районов. Наибольшие проблемы с оргпреступностью отмечаются в Солнцевском, Люберецком, Сергиево-Посадском, Подольском, Раменском, Дмитровском районах, а также в городах Долгопрудный, Королев и Химки.
Элита области в первую очередь представлена руководителями структур областного масштаба (к примеру – «Мособлгаза», «Мосавтодора»). Значительное неформальное влияние имеют несколько «полицейских» и «прокурорских» кланов.
Часть представителей областной властной элиты относятся к «команде Громова». Сам Громов – один из лидеров общественной организации бывших военнослужащих, «Боевого братства», активное участие в которой принимали многие главы районов и чиновники областной администрации. По информации СМИ, некоторые члены этой организации причастны к масштабным земельным махинациям.
Автономная по отношению к области административная элита традиционно сильна в крупнейших и наиболее значимых городах – Химках, Пушкине, Красногорске, Воскресенске, Видном, Подольске и других. Ситуация в этих городах является политически взрывоопасной. Так, в Химках на выборах осенью 2012 года развернулась настоящая битва за пост мэра — со значительным вовлечением протестных сил. В городе Пушкино произошел раскол властной элиты, в том числе внутри партии «Единая Россия», приведший к сложнейшей электоральной ситуации. В итоге скандальной кампании победу одержал независимый кандидат, поддержанный частью городской и районной элиты. Скандал случился и на выборах в Воскресенске.
В силу особенностей Московской области результат губернаторских выборов будет не столько итогом всенародного голосования, сколько суммой поддержки руководителей на местах. А часть из них публично или неформально оппозиционно настроены по отношению к действующей власти. Многообразие элиты в регионе и отсутствие единого центра принятия решений ставят перед Андреем Воробьевым уникальную по сложности задачу – для победы на выборах губернатора раздробленную элиту необходимо объединить и возглавить.
Проблема доверия и возможные конкуренты Андрея Воробьева
Кандидатам на пост подмосковного губернатора предстоит работать с раздробленными и фрагментированными (по типам населенных пунктов, по уровню благосостояния, по ментальным представлениям, по политическим предпочтениям) избирателями, общее количество которых превышает 5,5 млн человек.
В ходе электорального цикла 2011-2012 годов область показала себя как умеренно оппозиционная. На выборах в Государственную Думу при явке в 50,8% в области победила «Единая Россия», набрав около 33% голосов. КПРФ получила около 25,5%, «Справедливая Россия» – около 15%, ЛДПР – 14%. Значительное количество голосов (6%) получила партия «Яблоко». Голоса на выборах областного парламента разделились приблизительно в той же пропорции, однако «Единая Россия» получила большинство в областной думе (29 из 50 депутатов) за счёт одномандатников. На выборах президента России в 2012 году по Московской области победу одержал Владимир Путин с результатом в 56% при явке в 61% избирателей. Ближайшим конкурентом Путина на выборах оказался Геннадий Зюганов, набравший 19,3% голосов.
Доверие к федеральным политикам находится на высоком уровне. По данным ВЦИОМ, в тройке лидеров доверия жителей Московской области – президент Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев и глава Минобороны, бывший губернатор области Сергей Шойгу. Опросов, характеризующих уровень доверия Андрею Воробьеву, в регионе пока не проводилось. Политологи, опрошенные АПЭК, предполагают, что уровень доверия будет относительно высоким для Воробьева — из-за его благоприятной имиджевой связи с Шойгу и невовлеченности в коррупционные скандалы.
В период избирательной кампании проблемой может стать эскалация недовольства властью в отдельных районах Подмосковья. Такая ситуация складывается, например, в Щелковском районе, где жители начали сбор подписей за отставку и расследование деятельности главы района Александра Ганяева и его первого заместителя Арутюна Лобяна.
Проблема доверия местной власти остро стоит в Одинцовском районе (уровень доверия главе района – около 7%, здесь и далее – данные социологического опроса, проведённого Национальным агентством избирательных технологий), Звенигородском (7%) и Железнодорожном (8%) округах. В Клинском районе главе доверяют 12% населения. Сложная для руководства района ситуация складывается в Люберецком районе (13%). В Егорьевском и Истринском районах руководству доверяют лишь 15%. В Дмитровском районе деятельность руководителя одобряют 25% населения, в Волоколамском районе – 35%. Наибольшего уровня доверия добился глава Лотошинского района — 55% от проживающих на территории. Общей проблемой, по оценкам жителей, является высокая коррупционная составляющая деятельности администрации районов и округов.
Потенциальными конкурентами Андрея Воробьева в борьбе за кресло губернатора могут стать бывший лидер подмосковной «Справедливой России» Александр Романович, депутат Госдумы Геннадий Гудков, бывший сопредседатель «Правого дела» Борис Надеждин, не определённый пока кандидат от КПРФ, а также сопредседатель РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов. В соответствии с областным законом о выборах кандидату необходимо преодолеть 10-процентный муниципальный фильтр. В настоящее время реальные шансы участвовать в предвыборной гонке с учетом фильтра имеются лишь у кандидата от правящей партии и КПРФ. Представителям других оппозиционных партий придется искать поддержку у разрозненных независимых депутатов. В кругах оппозиционной элиты и в СМИ обсуждается возможность поддержки Геннадия Гудкова Коммунистической партией. В случае, если на выборах столкнутся Воробьев и Гудков, кампания обещает быть высококонкурентной и яркой. При текущем уровне популярности Воробьева можно допустить, что она пройдет в два тура.
Губернаторские выборы: вероятная стратегия Воробьева
Возможны несколько вариантов стратегии предстоящей предвыборной кампании для Андрея Воробьева как «доминирующего» кандидата, пользующегося поддержкой власти и правящей партии.
- «Буря и натиск». Бескомпромиссные кадровые решения и пренебрежение интересами жителей при решении проблем развития региона. Непопулярные решения позволят быстро справиться с социальными и инфраструктурными проблемами, но могут серьёзно сказаться на результате и.о. губернатора на выборах осенью 2013 года.
- «Антикоррупционная по отношению к элитам региона». Акцентирование внимания на одной из основных проблем региона – коррупции в органах власти. Позволит получить значительное одобрение населения и достаточно большую популярность, но может раздуть тлеющие межэлитные конфликты и создать ситуацию неприятия политики Воробьева властями и предпринимателями в целом ряде городов области.
- «Конфликтная по отношению к Москве» кампания – кампания, основанная на тезисе о том, что Москва является источником большинства проблем Московской области. Такая кампания может повысить популярность Воробьева в районах, удалённых от столицы, но сильно подорвёт его позиции в ближайшем Подмосковье, где проживает большинство избирателей.
- «Ученик Шойгу». Такая стратегия основана на позитивном восприятии и высоком уровне одобрения населением Сергея Шойгу. Воробьев тесно связан с образом бывшего губернатора области и может сыграть на этом, позиционируя себя как преемника Шойгу и продолжателя всех инициатив, принятых нынешним министром обороны на посту губернатора. Стратегия в целом выигрышна для Воробьева с точки зрения мобилизации доверия населения, но может негативно сказаться на отношении элит Московской области к и.о. губернатора.
- «Адаптивная по отношению к элитам региона» — политика реагирования на запросы элит и решения проблем в контексте их интересов. Такие действия могут как создать позитивное восприятие Воробьева среди элитных групп, так и настроить их часть против губернатора, так как при решении проблем не получится учитывать интересы всех влиятельных групп. Кроме того, реактивная политика по отношению к элитам может привести к «подминанию» губернатора основными группами влияния, что незамедлительно скажется на отношении к нему рядовых граждан.
- «Компромиссная по отношению ко всем значимым группам влияния и населению». В соответствии с ней, Воробьеву предстоят долгие переговорные процессы с целью выработки общей программы действий, учитывающей интересы всех заинтересованных групп.
Вероятнее всего, содержательной основой предстоящей избирательной кампании Андрея Воробьева станет компромиссная и учитывающая интересы всех акторов стратегия. Возможно, она будет дополнена элементами стратегии «ученик Шойгу»; кроме того, могут реализовываться элементы «антикоррупционной» стратегии. В рамках подобного выбора Воробьеву придется учитывать позицию большинства населения, всех значимых групп элиты и центров влияния – чиновников, местных властей, бизнес-элиты, Москвы, федерального центра. Будучи «варягом» для Подмосковья, для обеспечения победы на выборах в сентябре Воробьев будет вынужден в кратчайшие сроки обеспечить доверие как населения области, так и областных элитных групп.