Долги регионам простят, но воспользоваться этим смогут не все
Принятые правительством два постановления вписываются в логику последних лет, если мы говорим о взаимодействии центра и регионов. С одной стороны, Москва продолжает оказывать регионам поддержку в виде возвратных бюджетных кредитов, даваемых на самом деле под символическую процентную ставку. Тем самым сохраняется возможность получения этих средств обратно в федеральный бюджет.
С другой стороны, в ситуации, когда большая часть субъектов оказалась сильно закредитована, правительство обозначает необходимость наращивания налоговой базы в регионах и создания там новой налогооблагаемой базы, которая будет генерировать доходы, поступающие в бюджеты разных уровней (федеральный, региональный). Так что предлагаемый механизм этой логике вполне отвечает.
Кроме того, в 2020 году были законодательно приняты решения о пролонгации бюджетных кредитов, выданных на долгосрочный период. У регионов появилась возможность возврата или списания этих задолженностей не через текущие механизмы, а через более долгосрочные, какими и являются инвестиционные проекты. То есть регион должен стимулировать привлечение инвестиций, создавать эту новую налогооблагаемую базу, которая сгенерирует доходы. В объеме сумм этих доходов и произойдет списание кредита.
Импульс для создания такого механизма, конечно, дала кризисная ситуация 2020 года, хотя возможность его появления рассматривали еще раньше. Ведь уже в начале года объем бюджетных кредитов в регионах составлял значительную сумму – более 1 трлн рублей. А объем доходов региональных бюджетов в целом при этом составляет около 12 трлн рублей. Такая высокая закредитованность требовала каких-то решений, и последние сейчас получили нормативно-правовое подкрепление в виде двух постановлений правительства.
Данный механизм позволит смягчить эту проблему, но не решить ее. Я сомневаюсь, что регионы оперативно смогут настолько увеличить налогооблагаемую базу, чтобы произошло списание большой суммы накопившегося кредита. Говорить о том, что это палочка-выручалочка, которая решит проблемы, нельзя.
При этом ситуация в разных регионах разная. Для некоторых субъектов привлечение инвестиций – очень сложная задача, учитывая накопленный объем кредитов. А в других регионах и объем кредитов не очень большой, и возможность наращивания инвестиций есть. Для вторых это будет, конечно, решением проблем. Но для ряда регионов этот механизм будет просто неосуществим.