КПРФ останется ведущей политической силой государства
За последние 20 лет КПРФ много раз предрекали скорую смерть, однако эти прогнозы так и не сбылись. Сейчас рейтинг партии остается достаточно высоким. Тем не менее нельзя отрицать, что в обществе существует определенная усталость от отсутствия новых лиц в партии, а также от отсутствия свежей повестки.
Необходимо отметить, что КПРФ как органичная часть российской политической системы во всем отражает ее особенности – и достоинства, и недостатки. Так, одним из традиционных недостатков российской политической системы является несменяемость первых лиц. Мы видим это на всех уровнях с советских времен и до действующего президента. Соответственно, Геннадий Зюганов работает в том духе, который задает верховная власть. Справедливости ради нужно отметить, что в определенный период президентом России был Дмитрий Медведев, однако это временное изменение слабо отразилось на Зюганове или Владимире Жириновском, за исключением того факта, что в 2008 году в президентских выборах принимали участие не они сами, а другие лица.
На данный момент КПРФ продолжает существовать в тех рамках, в которых существовала последние десятилетия: ни падения, ни резкого роста популярности партии не произошло. С другой стороны, в обществе существует запрос на обновление партии и его нужно удовлетворить до того, как он радикализируется. Чтобы потом не пришлось полностью менять руководство партии, нужны регулярные обновления. Это касается системы власти в целом. КПРФ, в частности, необходимо появление новых молодых лиц, лиц из регионов, которые в большей степени способны соответствовать левой стилистике.
Тем не менее любые изменения должны вноситься органично, чтобы позволить партии эволюционировать. На мой взгляд, рано или поздно КПРФ будет вынуждена сместиться на более умеренные позиции. Кроме того, постепенно наименование партии также может трансформироваться, возможно смещение к социалистическому бренду, потому что ниша традиционных коммунистов сейчас стратегически находится не в том состоянии, в котором она была несколько десятилетий назад. Мало кто из нынешних членов партии готов бороться за строительство коммунизма в том смысле, который в него вкладывали его идеологи.
Однако тот факт, что Россия по духу и по социальным запросам является левой страной, остается бесспорным. Левая идея в России всегда будет пользоваться бешеной популярностью, и действующая власть тоже начала активно ее использовать: так, в этом году Владимир Путин пошел на беспрецедентные действия, введя двухуровневую систему налогообложения. Конечно, повышая уровень налогов для богатых, было бы логично снизить налоги для бедных, а вот для этого как раз нужна сильная левая партия.
Таким образом, я с позитивом смотрю на будущее КПРФ и думаю, что Геннадию Зюганову, который, безусловно, является мудрым и одновременно незакостенелым политиком, хватит здравого понимания ситуации, чтобы почувствовать существующий запрос на обновление и его удовлетворить. В таком случае компартия будет ведущей политической силой страны и в 2025 году, и после.