«Новые люди»: каковы перспективы «партии-соцсети»
Я бы не указывал в разговоре о новых партийных проектах характеристику «малый». Это как-то унизительно как для тех, кто является мотором этих проектов, так и для их членов и групп поддержки. Почему это малые партии? А «Яблоко», что, большая партия? Или она тоже малая? Скорее, она старая партия, а эти партии – молодые, новые.
Предстоящий единый день голосования (ЕДГ) станет проверкой их дееспособности, показатели данных партий 13 сентября продемонстрируют, какой из проектов Кремлю имеет смысл поддерживать в контексте тактической перспективы выборов в Госдуму. Возможно, кто-то из указанной четверки вылетит, а может так статься, что пройдут все.
Вообще, возвращение в конкуренцию пула нишевых партий – это своего рода откат к политическим стандартам середины 2000-х, когда, например, работала партия – «чуть-больше-чем-спойлер» – ДПР, регулярно получавшая какие-то очки на региональных выборах. Но есть существенная разница. Если «Гражданская платформа» и «Правое дело» Михаила Прохорова, а позднее и Партия роста Бориса Титова ориентировались на широкие слои избирателей по модели catch-all, что в условиях существования крупной доминирующей партии без четкой идеологии, такой как «Единая Россия», выглядело неуместно, то новые партпроекты подчеркнуто нишевые.
Партия «̆танчиков» – Партия прямой демократии – ориентирована на гик-патриотов, прилепинская партия – на «героев Донбасса» и ветеранов «диванных» войн, а вот на кого ориентируется партия «Новые люди» Алексея Нечаева, пока не очень понятно, вероятнее всего, на экоориентированную и слабоидеологизированную молодежь из регионов по сетке Faberlic, на тех, кого раньше можно было увидеть в движении «Наши». Но, к сожалению, без якеменковского угара и размаха.
Что касается размаха, то он хорошо наблюдается в пиаре партии, но посмотрим, к чему приведет «ковровое опыление» соцсетей и электронных СМИ для партии без идеологии, без устойчивых региональных отделений, истории и ярких фронтменов. В любом случае оживление в партийное поле новые партпроекты внесли – в то пространство, которое с 2011 года считается более-менее гиблым.
В принципе, ставку «Новых людей» на соцсети нетрудно понять: это дешевый способ коммуникации. Теперь от двери к двери не ходят, теперь по дворам никого не собирают. Есть «ВКонтакте» и Telegram-каналы как медийная надстройка над «вконтачем», и это может сработать. А может и не сработать. В любом случае это будет интересный эксперимент.
В каком-то смысле «Новые люди» хотели бы повторить технологический триумф итальянских «Пяти звезд», насколько мне известно, подобные идеи рассматривались в руководстве партии – сделать своего рода электронную партию на базе какого-то движка, партию-соцсеть. Но я не в курсе, насколько это далеко зашло и каковы перспективы подобных новых технократических проектов в стране, где традиционно сильны популизм и вера не в сети, а авторитет отдельных политиков.