Подходящих поводов для раскачки протеста в Иркутской области нет
Итоги выборов губернатора Иркутской области в значительной степени зависят от того, удастся ли оппозиционным силам, традиционно имеющим большое влияние в региональной политике, поднять волну протеста против Кремля и назначенного президентом врио губернатора Игоря Кобзева.
Необходимо сразу оговориться, что эти оппозиционные силы в нынешнем политическом цикле, в отличие от ситуации на выборах губернатора 2015 года, не структурированы и не организованы. Это хаотичный конгломерат из ближайшего окружения и некоторого числа верных сторонников экс-губернатора-коммуниста Сергея Левченко, испытывающего обиду за бесславное прекращение политической карьеры и мечтающего о возвращении на былые позиции, а также активистов из штаба Алексея Навального и довольно разношерстной компании сепаратистски настроенного электората.
Потенциальный бенефициар раскачки протеста – кандидат в губернаторы от КПРФ Михаил Щапов – в эту компанию не входит. Его политтехнологи аккуратно проводят тезис о том, что Москва хотела бы, чтобы бразды правления в иркутском обкоме КПРФ перешли от Левченко к Щапову.
Подходящих поводов для раскачки протеста нет. В 2015 году оппозиция раскручивала тему лесных пожаров, обвиняя в них Сергея Ерощенко, являвшегося тогда врио губернатора, назначенным Владимиром Путиным. В 2020 году нет лесных пожаров, наводнений и других глобальных событий, традиционно оказывающих разрушительное влияние на репутацию власти. Поэтому Сергею Левченко приходится изобретать поводы для протеста и критики врио губернатора Игоря Кобзева.
Не от большого ума таким поводом избран бюджет Иркутской области. Притом что всем в стране и мире известно, какое разрушительное воздействие на экономику оказала эпидемия COVID-19, Левченко пытается возложить персональную ответственность за естественное снижение налоговых поступлений на врио губернатора Иркутской области Кобзева. Он заявляет, что «за семь месяцев врио губернатора довел бюджет Иркутской области до предбанкротного состояния».
Едва ли население готово протестовать против объективных процессов, тем более что ни повышение бюджетных доходов, которым хвастался Сергей Левченко весь период своего правления, ни снижение в 2020 году никоим образом не сказываются на положении населения. То ли Левченко не сумел поделиться бюджетными сверхдоходами с населением, то ли Кобзев нашел статьи экономии, не затрагивающие социальный блок, но провала бюджета люди на себе не почувствовали. Более того, этого провала нет и в цифрах.
Владимир Путин демонстрирует свою поддержку кандидатуры Игоря Кобзева. И 10 млрд рублей, которые дополнительно будут переданы из федерального бюджета на развитие Иркутской области, являются ярчайшим доказательством этой поддержки.
Это позитивно скажется на имидже врио губернатора в период предвыборной кампании, поскольку в сложные периоды (во время глобальных катастроф, наводнений, пандемий) жителям регионов России важно чувствовать, что они живут в большой стране с сильным центром, способным решать проблемы регионов.