«Опция «Робин Гуд»: государство придумало, как отнимать деньги у богатых
Накопления российских чиновников и их близких, законность получения которых невозможно доказать, могут быть конфискованы. С таким предложением к правительству вышел Минюст, сообщили РБК в ведомстве.
На мой взгляд, инициатива передавать «подозрительные» средства в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) должна решить несколько задач. Первая из них – дополнительное воздействие на коррумпированных чиновников новым «пугалом»: все, что нажито непосильным, но нечестным трудом, будет отнято и поделено. При этом в теории под удар могут попасть те самые жены, мамы и прочие родственники и друзья госслужащих, демонстрирующие потрясающие успехи в бизнесе, а также топ-менеджеры госкомпаний, чьи дворцы и яхты не соответствуют даже их «госкомпанейским» зарплатам.
Вторая задача – использование того же «пугала» для стимулирования роста легального бизнеса и белых зарплат, что обусловлено активным «уходом в тень» многих российских предпринимателей и увеличением занятости в сфере так называемой гаражной экономики в последние несколько лет на фоне «после-Крым-наш»-рецессии и коронавирусного локдауна.
Можно предположить, что поначалу в данном случае основное внимание будет обращено на региональные компании среднего уровня как наиболее крупные предприятия, практикующие серые зарплаты. Однако со временем и в первом, и во втором случаях под прицел попадут и более мелкие цели. Не исключено, что в конечном итоге по мере совершенствования системы учета крупных покупок и переводов под контроль попадут, как и в случае с операциями, о которых необходимо уведомлять Росфинмониторинг, все сделки свыше 600 тысяч рублей. Правда, за установлением такого низкого потолка для проверки денег и имущества на «нелояльность законам» неизбежно последует большое количество злоупотреблений и просто ошибок, так что остается надеяться, что власти будут в этом вопросе более-менее реалистичны.
Третья задача еще проще и понятнее: бюджет ПФР и в самом деле постоянно дефицитен в силу ряда причин, включая нелюбовь россиян платить налоги. Причем в дальнейшем ситуация, скорее всего, ухудшится, даже несмотря на постепенное повышение пенсионного возраста из-за последствий «после-Крым-наш»-рецессии и коронавирусного локдауна (уже упомянутый рост серых зарплат и «гаражной экономики» приводит к занижению облагаемого соцвзносами зарплатного фонда), а также замещения на рынке труда поколений 1950–1960-х годов рождения гражданами, появившимися на свет в 1990-х годах, когда рождаемость была крайне низкой. Поэтому для властей идея сэкономить золотовалютные резервы за счет осовремененной версии раскулачивания, несомненно, очень привлекательна. Причем в теории под экспроприацию могут подпасть и руководители того же ПФР, что, возможно, избавит правительство от необходимости проводить максимально детальный аудит этого ведомства.
Четвертая задача, как и в случае с возвратом к прогрессивной ставке 2-НДФЛ, средства от применения которой будут направлены на помощь больным детям, – банальный пиар. Государство в очередной раз пытается напомнить гражданам, что в наборе его функций есть и «опция «Робин Гуд» – отнимать деньги у богатых и отдавать бедным. Причем пока данная инициатива выглядит в духе Шервудского леса вкупе с более привычными традициями экспроприации столетней давности: изымать деньги у непонятно как наживших свое состояние подозрительных богатеев и отдавать их бедным пенсионерам.
Однако эффект от применения обновленной версии принципа «отнять и поделить», естественно, будет в конечном итоге зависеть от целого ряда факторов. Во-первых, какие службы и с какими полномочиями будут заниматься вопросами экспроприации подозрительных капиталов. Во-вторых, насколько широк будет круг «неприкасаемых», кто попадет в «прикасаемые» (только более-менее крупные чиновники и бизнесмены или все, вплоть до пресловутых бабушек-огородниц и дедушек-самогонщиков), а также как жестко их будут проверять. В-третьих, будут ли предусмотрены некие подобия амнистии для неплательщиков налогов и «дедушкины» оговорки (то есть запрет распространять требования нового закона на действия, совершенные до его принятия).
Это особенно важно, поскольку, к примеру, даже в первой половине 2000-х годов серые зарплаты были очень распространенной практикой, а без «хронологических ограничений» применения новой инициативы под ударом окажутся многие граждане, приобретавшие в «эпоху раннего Путина» квартиры, дачи и так далее. Кроме того, для общей эффективности немаловажной будет сопряженность результатов «раскулачивания» с последующими уголовными делами об уклонении от уплаты налогов, о получении взяток и тому подобного. И наконец, как минимум четвертая цель – создание государством образа более «благородного разбойника» – явно не будет достигнута без более или менее заметного повышения размера пенсий.