Система взимания НДФЛ будет трансформироваться в сторону европейских образцов


На мой взгляд, решение об отказе от плоской ставки налогообложения доходов физических лиц и о переходе к дифференцированному налогу давно назрело. Даже официальные данные Росстата демонстрируют высокий уровень неравенства в России. В 2019 году коэффициент Джини составил, по данным Росстата, 0,411 (аналитический центр при правительстве РФ в феврале этого года оценивал этот показатель в 0,413), децильный коэффициент (отношение доли дохода, принадлежащей 10 % наиболее обеспеченной части населения, к доле дохода, принадлежащей 10 % наименее обеспеченного населения) – 15,4 (в версии аналитического центра – 15,6). При этом оба показателя не слишком существенно отличаются от своих пиковых значений, достигнутых в 2007 году (0,422 и 16,7 соответственно). В более широком сопоставлении – доходы 20 % наиболее обеспеченного населения к доходам 20 % наименее обеспеченного – разрыв в 2019 году составлял 8,85 раза (на 20 % самых состоятельных граждан приходилось 46,9 % дохода, на 20 % самых бедных – 5,3 %), а в том же 2007 году – 9,37 раза (47,8 % против 5,1 %).

Несмотря на то что в мире существует немало стран, где эти показатели выше, такое неравенство в доходах, зафиксированное даже официальной статистикой, приводит к обострению социальной обстановки в России, и без того накаленной последствиями коронакризиса и политическими процессами. Полагаю, что именно это, наравне с падением доходов и ростом расходов бюджета из-за мирового и местного локдаунов, подтолкнуло руководство РФ отказаться от прежнего отрицательного отношения к возвращению дифференцированной шкалы НДФЛ, принятой практически во всех развитых странах.

Можно предположить, что еще одной причиной стали расчеты на более активную работу ФНС, которая вкупе с зачисткой банковского сектора и некоторыми другими мерами сможет воспрепятствовать уводу в тень доходов наиболее обеспеченных граждан, что, впрочем, пока не может не вызывать определенных сомнений.

При этом на данный момент под новую схему налогообложения подпадает лишь незначительная часть граждан страны. Согласно озвученным президентом РФ Владимиром Путиным параметрам, НДФЛ в размере 15 % будет взиматься с доходов, превышающих в общей сумме 5 млн рублей в год, то есть примерно 416,7 тысячи рублей в месяц. Как следует из данных Росстата за 2019 год, доходами в размере более 100 тысяч рублей в месяц располагают лишь 4 % населения. Средняя зарплата в последнем «докоронавирусном» месяце – марте 2020 года – в целом по России составила 50,9 тысячи рублей, причем в самых «дорогих» городах и регионах – Чукотском автономном округе и Москве – 109,9 и 105,2 тысячи рублей соответственно, а, например, в Самарской области – около 37 тысяч рублей.

Поэтому опасения многих экономистов относительно того, что введение дифференцированной ставки НДФЛ приведет к падению платежеспособного спроса в данном случае, на мой взгляд, явно преувеличены, так как сколько-нибудь реальное снижение спроса на товары и услуги может последовать лишь в ценовом сегменте «премиум» (который в любом случае пострадает из-за последствий коронакризиса и усиления борьбы с коррупцией). Если учесть, что суммарные доходы населения по итогам 2019 года Росстат оценивал примерно в 62,08 трлн рублей, то даже с учетом ожидаемого в связи с локдауном падения этого показателя заложенные в планы правительства поступления в бюджет от новой схемы НДФЛ (около 60 млрд рублей) составят около 0,1 % общего объема доходов граждан.

В целом с этой точки зрения не облагаемый повышенным налогом «потолок» в 5 млн рублей является близким к оптимальному (и явно лучше появлявшихся в СМИ упоминаний 2–3 млн рублей), поскольку под него, скорее всего, подпадет не более 1 % населения, в том числе и топ-менеджеры госкомпаний, и «неожиданно удачливые бизнесмены» из числа родственников и друзей чиновников. В то же время я не сомневаюсь, что данное повышение – лишь первое, по старинному принципу «сперва острие меча, затем – все лезвие, сперва царапина, затем – смертельная рана». Вероятно, в последующие несколько лет система взимания НДФЛ будет трансформироваться в сторону иностранных, в первую очередь европейских образцов. Однако как это будет выглядеть в конечном итоге (введут ли для самых богатых граждан налог в размере 55–75 % дохода, как в некоторых европейских странах, какие «потолки» для той или иной ставки будут приняты, освободят ли полностью от уплаты НДФЛ наименее обеспеченных россиян), пока можно только гадать.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: