Мэры просят денег у Москвы, а надо требовать
Главы городов Сибири и Дальнего Востока заявили, что бюджеты недополучают большую часть доходов из-за ограничений. Они считают, что собственных ресурсов муниципалитетам для восполнения дефицита бюджетов не хватит. Поэтому мэры решили подготовить обращение к правительству РФ и губернаторам с просьбой поддержать местные бюджеты и оказать своевременную помощь.
Власти городов не просто могут, но и должны требовать у федеральных и региональных властей выделения средств из вышестоящих бюджетов. И не только сейчас, в период кризиса, но и во все времена.
Так уж устроено в России, что по-настоящему эффективный местный политик (или, если хотите, менеджер) – это тот, кто смог привлечь к решению вопросов местного значения средства из вышестоящих бюджетов. Это неписаное правило основывается на действующей системе бюджетной политики России. Тот же Норильск, имея в своих границах одно из крупнейших предприятий мира в отрасли цветной металлургии, не получает с него в виде налогов практически ни копейки. Да, на местном уровне есть земельный налог, но это совершенно иной порядок средств, на который мог бы рассчитывать город.
Поэтому я не вижу проблемы в том, что города будут обращаться к федеральным властям за помощью. Действительно, бюджет России не резиновый, но еще у нас не резиновые лоббистские возможности у регионов, а тем более у городов. Просить – это одно, а получать – совершенно другое. В незавидное положение попали муниципалитеты, в бюджетах которых как не было денег, так и нет. В отличие от Федерации, у них нет никаких ни резервных фондов, ни уж тем более фондов благосостояния. В Москве осознанно создали такую ситуацию по политическим мотивам, поэтому, как говорится, пенять уже не на кого.
Главы городов имеют очень ограниченные полномочия в сфере социально-экономического развития, и вся эта повестка и ресурсы, как правило, проходят мимо них – на уровне региона или даже выше. Поэтому реально муниципалитеты и не заинтересованы в том, чтобы у них появлялись новые предприятия, чтобы у них рос валовой внутренний продукт. А тот, кто реально в этом заинтересован, вынужден просить трансферты и субсидии у региона и Москвы. Другого пути здесь нет. И города Дальнего Востока, где многие инвестиционные процессы выведены под управление Минвостокразвития и созданных им агентств, явно не имеют каких-либо преимуществ по отношению к городам из других федеральных округов.