Больше денег и прав: почему граждан необходимо привлечь к бюджетному планированию
Российский лидер Владимир Путин провел в Красногорске совещание, главной темой которого стала роль местного самоуправления в реализации национальных проектов. Президент заявил, что необходимо обеспечить эффективность местного самоуправления, устранить разрывы, несогласованность между регионами и муниципалитетами, пишет «БИЗНЕС Online».
Пока ситуация по поправкам, которые предполагается внести в 132-ю и 133-ю статьи Конституции, достаточно неопределенная, потому что под них должны быть решения в том числе законодательного характера в федеральном и региональном законодательствах. Сам по себе принцип, который закладывался в 133-ю статью Конституции, можно трактовать как достаточно серьезное расширение взаимной зоны ответственности муниципалитетов за решение задач. Если раньше предполагалось, допустим, что отдельно компенсировались затраты за счет решения высших органов власти, то теперь согласно формулировке, которая предлагается, зона совместной деятельности расширяется. И раз это совместно, то следует ожидать и изменения пропорций распределения между регионом и муниципалитетами, то есть муниципалитеты должны получать больше. Тогда возникают вопросы уточнения их полномочий. Вот, например, школы – это их забота, а медицина выведена на уровень региона, что, кстати, и привело фактически к уничтожению первичного звена. Последуют ли какие-то решения, которые расширят зону ответственности, допустим, на первичном звене медучреждений с соответствующим расширенным финансированием? Пока это не очевидно. Поправки об этом ничего не говорят.
Определение «единой системы публичной власти» пока отсутствует. С точки зрения географии структуры финансовых потоков, наверное, это перезапуск некоего бюджетного федерализма. Это долговременный процесс, но тем не менее он запускается с тем, чтобы доля средств, которая приходится на муниципальные образования, расширялась. Потому что пока совершенно очевидно, что среднестатистическое муниципальное образование по РФ получает примерно 15 % от доходов, которые генерируются на его территории. И здесь тоже огромное количество вопросов: очень часто главный источник доходных поступлений в муниципалитетах – это налоги на недвижимость для граждан. А у нас, в частности, много неясностей и с кадастровой оценкой.
В связи с тем, что расширяется финансирование региональных бюджетов за счет федеральных трансфертов национальных проектов той части, которая касается непосредственно муниципалитетов, естественно она должна быть увеличена. Этого логично ожидать. Но здесь стоит вопрос, как развести, в каком из нацпроектов участвует каждый из муниципалитетов. Это большая работа, которая развернется в регионах в течение текущего года. Пока мы можем говорить только в сослагательном наклонении: очевидно, что муниципалитеты получат больше средств, но сколько получат, каким образом, пока остается неизвестным, тем более что правительство еще только до конца февраля проведет необходимую актуализацию нацпроектов на федеральном уровне. После этого будет ясно, что меняется на уровне Федерации, и если эти изменения будут существенными, то это будет транслироваться на уровень регионов. Поэтому я думаю, что реально в первое полугодие будет происходить отладка всей этой системы.
Кроме того, во всей этой истории с муниципалитетами нельзя потерять роль граждан, их непосредственное участие в бюджетном планировании на уровне муниципальных образований. Технологий партиципаторного бюджетирования много: это и всевозможные опросы, и публичные слушания, и защита муниципальными властями своих финансовых проектов. Для этого требуются организационные ресурсы, технологические. И это тоже проблема. Но у нас есть примеры в Башкортостане, Татарстане и ряде других областей, в том числе и в Центральной России, как это работает, когда в некоторых случаях даже региональный трансферт не направляется в муниципальное образование, если нет документального подтверждения определения приоритета расходов и не было общественных слушаний. Если это будет одновременно запускаться – больше денег, но и больше доступа населения к определению приоритетов, – я думаю, тогда повысится в целом контроль за социальной эффективностью бюджетных расходований по нацпроектам.
Я думаю, что проведенное президентом совещание, конечно, было очень важным хотя бы с той точки зрения, что глава государства не дает этой инициативе находиться в вялом режиме. Пока далеко не все решения очевидны, но идет открытое выяснение позиций, отношений, заинтересованность. И это правильно. Надо выяснить позиции всех заинтересованных сторон: что мешает и что они хотят. На президентском совете это было показано достаточно убедительно. Конечно, одним совещанием здесь не обойтись, но это начало, только один из необходимых шагов. По крайней мере, теперь понятна некая взаимосвязь проблем, которые возникают и которые необходимо решать в связи с поправками в Конституцию. Но уже это является достаточно серьезным шагом вперед, хотя бы понятно, где и что делать. Есть совместное видение того, где пересекаются зоны ответственности регионов и муниципалитетов и как муниципалитеты могут осуществлять контроль за эффективностью расходов в рамках своей зоны ответственности и непосредственно привлекать к участию граждан. Я бы вообще записал следующую поправку в наше бюджетное законодательство: региональные трансферты не выделяются муниципальным образованиям, если не доказано, что при определении приоритетов напрямую не участвуют проживающие на этой территории граждане.