Затяжная война в Иркутске: зачем мэра заменили сити-менеджером


Закон, вводящий институт сити-менеджера в Иркутске, появился в результате острой внутриэлитной войны в Иркутской области.  Причем борьба шла в нескольких плоскостях: политической – между КПРФ и «Единой Россией», административной – между областным и городским уровнями власти, клановой – между строительными магнатами и действующим мэром Иркутска Дмитрием Бердниковым.

Объективных причин для изменения законодательства не было. Во всяком случае, для такого изменения. Но КПРФ с 2015 года – с начала избирательной кампании Сергея Левченко на губернаторский пост – подогревала в обществе недовольство тем фактом, что в Иркутске отменены прямые выборы мэра. Эта тема актуализировалась коммунистами в зависимости от политической конъюнктуры: отмену прямых выборов мэра ставили в вину Сергею Ерощенко – врио губернатора в 2015 году – в преддверии губернаторских выборов, в вину «Единой России» – в преддверии выборов в Государственную думу в 2016 году, в Законодательное собрание в 2018 году, для дискредитации Дмитрия Бердникова – при любом остром вопросе, будь то его предложения по изменению межбюджетных отношений или по повышению бюджетного финансирования горячих обедов школьников.

Можно было ожидать, что, сформировав самую многочисленную фракцию в Законодательном собрании области в 2018 году, губернатор-коммунист инициирует и проведет закон о возврате прямых выборов мэра Иркутска. Однако в 2019 году в Законодательное собрание были внесены два альтернативных законопроекта о выборах главы Иркутска: в варианте Сергея Левченко – о возвращении прямых выборов мэра, в варианте его однопартийца Андрея Андреева, заместителя руководителя фракции КПРФ в Законодательном собрании, – о введении института сити-менеджера. При этом коммунисты уверяли, что они за прямые выборы, но проголосовали за сити-менеджера.

По всей видимости, это решение было связано с данными социологических исследований, которые показывали, что в случае проведения прямых выборов мэра около 68 % иркутян отдадут голоса действующему главе города Дмитрию Бердникову. Рейтинг коммуниста Виктора Кондрашова, мэра Иркутска с 2010 по 2015 год и заместителя председателя правительства Иркутской области с 2015 по 2018 год, составлял менее 35 % и имел отрицательную динамику, а именно его Сергей Левченко хотел видеть мэром Иркутска.

Для «Единой России» был приемлемым вариант сохранения действовавшей на тот момент системы выборов мэра муниципальными депутатами из состава городской думы или же назначение сити-менеджера. Поэтому они не высказали возражений против законопроекта коммуниста Андрея Андреева. Но значительная часть единороссов проголосовала за оба законопроекта – и о возвращении прямых выборов, и о сити-менеджере, поставив коммунистов в очень неудобную ситуацию, когда тем пришлось собственноручно «убить» законопроект, на котором они настаивали четыре года и которому посвятили не менее 50 акций протеста.

В «Единой России» осознавали, что в результате введения института сити-менеджера резко увеличиваются возможности губернатора-коммуниста провести своего кандидата на место. Однако урегулирование этого вопроса взяли на себя представители строительных кланов, которые имеют сильное лобби и в «Единой России», и в ближнем круге губернатора-коммуниста. Это в первую очередь кланы Алексея Красноштанова (депутат Госдумы от «Единой России») и Александра Битарова (экс-секретарь политсовета «Единой России», сейчас – депутат Заксобрания от «Гражданской платформы», имеет серьезное представительство в органах управления регионального отделения «Единой России»). Эти строительные магнаты в 2015 году были основными спонсорами кампании Сергея Левченко, так что они претендовали на определенные преференции.

В сентябре 2019 года состоялись выборы в думу города Иркутска. Они представляли собой «битву с прицелом на кресло мэра». В ней примерно с равными шансами на победу участвовали четыре политические силы – КПРФ, строители, «Единая Россия» (в части кандидатов, поддержанных непосредственно секретарем политсовета иркутского регионального отделения «Единой России» Сергеем Соколом), сторонники мэра Дмитрия Бердникова. Однако ни одна сила не смогла сформировать устойчивое большинство, и вот уже несколько месяцев в думе продолжаются войны как внутренние (за руководящие посты), так и внешние (против мэра Дмитрия Бердникова).

Отставка губернатора Сергея Левченко, принятая российским лидером Владимиром Путиным в декабре прошлого года, изменила диспозицию на политической сцене Иркутской области. Сейчас никто из политиков не может сказать, кого поддержит новый врио губернатора Игорь Кобзев. Возможно, он еще не принял решение.

Но можно подсчитывать ошибки, которые уже допущены игроками. Понятно, что кандидатура от КПРФ не будет поддержана Игорем Кобзевым – ему самому предстоят выборы губернатора в сентябре, поэтому отдавать город основным соперникам он не станет.

Что касается строителей, они допустили несколько серьезных ошибок. Во-первых, городская дума, председателем которой является зять Александра Битарова Дмитрий Ружников, чуть не сорвала принятие бюджета города на 2020 год, решать вопрос пришлось Сергею Соколу и Игорю Кобзеву. Во-вторых, во время встречи врио губернатора с представителями строительного бизнеса со стороны строителей была продемонстрирована деструктивная позиция: местный бизнес отказывается от реализации социальных проектов на территории области, тем самым ставя Кобзева перед необходимостью привлекать стройкомпании из других регионов.

В отношениях Сергея Сокола и Игоря Кобзева тоже пока нет определенности: кандидатом в губернаторы, поддержанным федеральным центром, станет один из них, на решение вопроса, кто именно, есть не так много времени – до мая. Соперничество уже очевидно: Законодательное собрание не снижает градус критики, который был по отношению к правительству Сергея Левченко. Врио Кобзев оставил на своих местах подавляющее большинство чиновников, в результате чего получил в наследство и критическое отношение со стороны депутатов. Так что нет оснований полагать, что Сергей Сокол может запросто обратиться к Игорю Кобзеву с рекомендацией, кого из кандидатов на должность сити-менеджера Иркутска поддержать.

Между тем с Дмитрием Бердниковым врио губернатора довольно часто проводит встречи, совместные мероприятия. Не исключено, что он поддержит этого кандидата. Для того чтобы это сделать, ему потребуется каким-то образом «усмирить» думу Иркутска.

Со стороны думы предприняты контрдействия: накануне она приняла решение, что голосование за сити-менеджера будет проходить тайно. Это дает депутатам возможность нарушить любые партийные рекомендации, договоренности, пожелания избирателей и проголосовать по своему усмотрению. Хватит ли у Кобзева политического опыта провести свое решение в таких условиях? У Сокола хватило бы: именно так он стал председателем Заксобрания Иркутской области и провел на большинство руководящих мест в парламенте единороссов, притом что самая большая фракция в Заксобрании была сформирована КПРФ.

По всей видимости, история с избранием сити-менеджера Иркутска будет иметь характер затяжной позиционной войны, а ее исход будет зависеть от того, кто станет губернатором Иркутской области в сентябре.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: