Объединение Хабаровского края и ЕАО: возможности и угрозы для Фургала
Слухи об объединении дальневосточных регионов периодически возникают на протяжении года. Новая волна обсуждения объединения Хабаровского края и Еврейской автономной области началась после назначения главы ЕАО – им стал Ростислав Гольдштейн. Обсуждение активизировалось благодаря комментариям глав регионов по этому вопросу.
Объединение субъектов позиционируется как экономический проект, который позволит решить проблемы пространственного развития Дальнего Востока: ЕАО – один из беднейших регионов, который фактически утратил культурную и религиозную субъектность (уже в 2010 году евреи составляли менее 1 % населения). В этой логике распределения ресурсов и восстановления исторической справедливости путь оптимизации гипотетически имеет шанс на осуществление.
Такой «экономический проект» имеет побочные политические эффекты, которые могут не устраивать руководителей обоих регионов. Несмотря на внешние различия в заявлениях глав ЕАО и Хабаровского края, в интересах каждого сохранить политическую субъектность.
Заявление Гольдштейна, согласно которому в объединении «целесообразности нет и в ближайшее время быть не может», говорит само за себя. Несмотря на появившиеся интерпретации назначения Гольдштейна как подготовки региона к объединению, очевидно, что Гольдштейн – ресурсный и опытный игрок, имеющий связи на федеральном уровне. Это означает наличие потенциала для лоббирования интересов региона, в частности для получения дотаций. Сейчас его основная задача – закрепиться в регионе, сконцентрироваться на работе по взаимодействию с местными элитами и сохранению контроля над ними. Без предварительной работы такого рода планы по объединению региона малоосуществимы.
Теперь Хабаровский край – регион специфический. Победа Сергея Фургала на губернаторских выборах, а затем выборы в Законодательную думу Хабаровского края, на которых большинство мест получила ЛДПР, усилили оппозицию, лишив правящую партию опорных точек влияния во властных институтах Хабаровского края. В этом контексте регион обладает особой субъектностью, и интеграция даже с точки зрения сильных позиций (предполагается, что ЕАО войдет в состав Хабаровского края) вряд ли будет воспринята положительно местными элитами и населением.
Именно на это и сделал ставку Фургал, заявив, что не исключает объединения регионов в случае, если большинство жителей поддержат данную инициативу. Учитывая, что экономическая целесообразность слияния очевидна далеко не всем, возможность объединения связывают с политическими мотивами – с попыткой ограничить влияние оппозиционного губернатора. При электоральных результатах, которые демонстрирует Хабаровский край, и высоком рейтинге главы региона перспектива поддержки жителями этого плана призрачна.
В публичном заявлении Фургал подчеркнул, что в Хабаровском крае достаточно своих проблем. Однако он пока не позиционируется как категорический противник идеи объединения. Такое «непротивление» с его стороны – свидетельство стремления не создавать дополнительных конфликтных линий с федеральным центром в случае, если это решение все же будет принято.