У кандидатов со скромным бюджетом и шансы на победу весьма скромные
Денежных средств на избирательные кампании всегда тратится очень много. Вопрос только в том, как это происходит. Их можно тратить через официальный избирательный счет, а можно «черным налом». В России начиная с первых свободных конкурентных выборов и до недавнего времени традиционно искусственно занижались размеры избирательного фонда. Например, в Московской области еще совсем недавно размер избирательного фонда главы местного самоуправления составлял 1 млн рублей. Причем 1 млн был и для главы Андреевки, где проживают 11 тысяч человек, и для Химок с населением 250 тысяч человек. Естественно, в Химках за 1 млн кампанию не провести, там требуются огромные затраты.
500 млн рублей для Башкирии – сумма достаточно большая, впечатляющая. Тратить огромные суммы – это не совсем продуманное решение. В ситуации, когда уровень жизни населения не растет, а в последние лет пять даже падает, демонстрация таких сумм лишний раз вызывает волну критики. В целом средний бюджет избирательной кампании в регионе составляют не меньше 100 млн.
В наше время возможно все, в том числе и провести выигрышную кампанию за небольшие деньги. Например, вспомним Владимира Сипягина, избравшегося в 2018 году во Владимирской области. Его кампания была очень скромной. Или Валентина Коновалова в Хакасии. За три копейки кандидаты смогли стать губернаторами. Я наблюдаю за выборами в Московскую городскую думу, и зачастую на кампании лидеров общественного мнения тратится около 1 млн, но при этом у них есть все шансы победить. Сейчас мы находимся в точке бифуркации, и, несмотря на существующие исключения, у кандидатов со скромным бюджетом и шансы на победу весьма скромные. Избирательная кампания – дорогое удовольствие, а между тем есть обязательная программа, которая должна быть выполнена. За кандидата, которого не знают, никогда и не проголосуют. Так сложилось в политической системе, что у нас долгое время был политиком только президент. Остальные ушли в тень, и часто депутатами и главами становились просто известные люди. Если же человек просто решил заняться политикой, донести информацию о себе до избирателя – дорого. Хотя сейчас среди протестного электората есть свои лидеры общественного мнения, у которых наработаны известность, репутация, каналы донесения информации, как, например, YouTube-каналы, блоги, которые позволяют преодолевать барьеры узнаваемости. Кандидаты при помощи лидеров общественного мнения достаточно быстро могут раскручивать нужную информацию за небольшие деньги.