На ме­стах лес­ных по­жа­ров в Ир­кут­ской об­ла­сти об­на­ру­жи­ли неза­кон­ные руб­ки. Об этом за­явил офи­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель Ге­не­раль­ной про­ку­ра­ту­ры РФ Алек­сандр Ку­рен­ной в про­грам­ме «Эфир».

О том, что леса под­жи­га­ют, что­бы скрыть неза­кон­ную руб­ку, я слы­шал, я стал­ки­вал­ся с этим в дру­гих ре­ги­о­нах. Здесь нуж­но по­ни­мать, что счи­тать неза­кон­ны­ми руб­ка­ми. Есть вы­руб­ка са­мо­воль­ная, ко­гда че­ло­век сколь­ко-то леса сру­бил, по­гру­зил и про­дал во­об­ще без ка­ких-либо до­ку­мен­тов, и есть си­ту­а­ция бо­лее слож­ная, ко­гда фор­маль­ная руб­ка про­во­дит­ся при на­ли­чии до­ку­мен­тов, но ру­бит­ся не там, не то, боль­ше, чем надо, и вот та­кие си­ту­а­ции мо­гут в том чис­ле при­кры­вать­ся и по­жа­ра­ми. Либо еще один ва­ри­ант (мы с этим уже стал­ки­ва­лись, и у нас есть по­до­зре­ние, что недав­но та­кой слу­чай был в Ир­кут­ской об­ла­сти) – леса под­жи­га­ют­ся для того, что­бы их впо­след­ствии мож­но было от­ве­сти в руб­ку там, где это в дру­гих слу­ча­ях за­пре­ще­но: на осо­бо охра­ня­е­мых цен­ных тер­ри­то­ри­ях. То есть в ре­зуль­та­те под­жо­гов со­зда­ет­ся си­ту­а­ция, ко­гда лес прой­ден ог­нем, и по­яв­ля­ют­ся некие фор­маль­ные ос­но­ва­ния про­ве­сти там так на­зы­ва­е­мую сплош­ную са­ни­тар­ную руб­ку, при этом дре­ве­си­на от огня не все­гда пор­тит­ся. Та­кие фак­ты есть. Од­на­ко я не могу ска­зать, что это ос­нов­ная при­чи­на мас­со­вых по­жа­ров, ко­то­рые сей­час идут в Си­би­ри. Ос­нов­ная при­чи­на – это, без­услов­но, че­ло­ве­че­ский фак­тор. Я, ско­рее, со­гла­сен с по­зи­ци­ей МЧС, то есть к по­жа­рам при­во­ди­ли непред­на­ме­рен­ные, непро­ду­ман­ные дей­ствия: где-то раз­ве­ден­ный ко­стер, где-то – ог­не­вая очист­ка ле­со­сек.

По­че­му по­жа­ры при­ня­ли та­кой раз­мах? На на­чаль­ной ста­дии, ко­гда их мож­но было по­ту­шить от­но­си­тель­но неболь­ши­ми си­ла­ми, при­ни­ма­лись ре­ше­ния, что ту­шить их не надо. Эти ре­ше­ния по­сле 2015 года ре­ги­о­ны при­ни­ма­ют са­мо­сто­я­тель­но. Имен­но то­гда были вне­се­ны из­ме­не­ния в пра­ви­ла ту­ше­ния лес­ных по­жа­ров, ко­то­рые поз­во­ля­ют субъ­ек­там Фе­де­ра­ции вы­де­лять так на­зы­ва­е­мые зоны кон­тро­ля – тер­ри­то­рии, на ко­то­рых по­жа­ры при опре­де­лен­ных усло­ви­ях мо­гут не ту­шить. Ре­ше­ние об этом мо­жет быть при­ня­то ко­мис­си­ей по ЧС субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции. А по­сколь­ку ре­ги­о­нам хро­ни­че­ски не хва­та­ет де­нег на ту­ше­ние по­жа­ров, си­сте­ма по­жа­ро­ту­ше­ния во мно­гих из них про­сто раз­ва­ле­на, они ра­дост­но ухва­ти­лись за эту воз­мож­ность, и сей­час око­ло по­ло­ви­ны ле­сов стра­ны в этих «зо­нах кон­тро­ля». Ко­гда леса на­ча­ли ак­тив­но го­реть, а го­реть они на­ча­ли в услов­ных гра­ни­цах этих «зон кон­тро­ля», в тех ме­стах, где люди все-таки есть, где идет за­го­тов­ка дре­ве­си­ны, на экс­плу­а­та­ци­он­ных участ­ках, соб­ствен­но, они и ста­ли при­чи­ной по­жа­ров. Но вме­сто того, что­бы бро­сить силы на лик­ви­да­цию огня в за­ро­ды­ше, при­ни­ма­лись со­вер­шен­но без­от­вет­ствен­ные ре­ше­ния, что ту­шить по­жа­ры не надо, и это при­кры­ва­лось раз­лич­ны­ми обос­но­ва­ни­я­ми. В ито­ге мы име­ем та­кие по­след­ствия.

Сей­час есть по­ру­че­ние пра­ви­тель­ства из­ме­нить эти «зоны кон­тро­ля», уве­ли­чить фи­нан­си­ро­ва­ние про­ти­во­по­жар­ных служб, вос­ста­но­вить нор­маль­ную го­су­дар­ствен­ную лес­ную охра­ну, ко­то­рая поз­во­ля­ла бы вы­яв­лять по­жар­ные ме­ста и на ран­них ста­ди­ях ту­шить огонь. Если они бу­дут вы­пол­не­ны, то­гда мо­жем на­де­ять­ся, что си­ту­а­ция с лес­ны­ми по­жа­ра­ми нач­нет ме­нять­ся. Если эти меры не ре­а­ли­зу­ют, то все бу­дет по­вто­рять­ся.

Не ис­клю­чаю, что в этой ис­то­рии най­дут стре­лоч­ни­ков. Хотя часть от­вет­ствен­но­сти, без­услов­но, ле­жит на фе­де­раль­ном цен­тре, по­то­му что он поз­во­лил гу­бер­на­то­рам са­мо­сто­я­тель­но при­ни­мать ре­ше­ния по ту­ше­нию лес­ных по­жа­ров.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: