Не допустить «на всякий случай»: почему кандидаты в думу Иркутска массово забраковываются
По данным избиркома Иркутской области, на выборы в думу Иркутска выдвинуты 287 человек. Статус зарегистрированных кандидатов получили 98 человек, сообщает ИА REGNUM. Также в СМИ появляется информация о массовых нарушениях прав граждан при регистрации кандидатов в депутаты. В участии в выборах уже отказано 21 кандидату-самовыдвиженцу.
Политическая ситуация в Иркутске, в отличие от Москвы, такова, что в нем нет однозначной линии фронта между тем, что нужно называть властью, и тем, что нужно называть оппозицией. В Москве недопущенные депутаты обладают возможностью четко называть политическую силу, которая не допускает их до выборов. В Иркутске ситуация другая: то, что мы обобщенно называем властью, – это, по сути, несколько конкурирующих, конфликтующих друг с другом центров силы. Даже внутри «Единой России» существует два противостоящих лагеря. Один связан с мэрией, другой – с региональным отделением партии. Кроме того, существует КПРФ, которая в Иркутской области тоже является партией власти. То, с чем имеют дело недопущенные иркутяне, кандидаты в кандидаты, – это что-то вроде бюрократической, где-то даже бессознательной попытки перестраховаться – не подпустить как можно больше несистемных игроков в расчете на то, что, кто бы потом ни победил на выборах, он скажет спасибо за облегчение работы по достижению победы. Бюрократия заработала сама по себе.
Ситуация с разными центрами силы в Иркутске создает сложную картину, но она конкурентная. К ним прибавляются желающие прийти к власти новые игроки. Они почувствовали, что, когда конкурируют сильные, ресурсные кандидаты, возникает возможность за счет этой борьбы вырваться в лидеры лицам не с основных позиций, и это правильно. Отсюда и такое желание участвовать в выборах. Но тут сработала автоматическая реакция бюрократии – на всякий случай упростить намечающиеся соревнования.