Паводок в Приангарье: почему нельзя винить только губернатора Левченко
Наводнение в Иркутской области – самое ужасное стихийное бедствие в Сибири за последние годы. Аналогичные наводнения уже случались, например, в Якутии, когда смыло город Ленск, в Алтайском крае, в Забайкалье и других регионах. Для Сибирского федерального округа паводки – часть жизни, раньше люди уже весной знали, исходя из опыта, будет наводнение или нет. Но на этот раз в Иркутской области к бедам добавилась и техногенная катастрофа – разрушение дамбы. Региональные власти были готовы к потопу, но не могли прогнозировать аварию. Действительно, объект был рассчитан на более долгую службу, а его эксплуатация происходила согласно всем нормам и требованиям. Что стало причиной обрушения, пока не известно, но, скорее всего, мы столкнулись с самым сильным паводком за всю историю.
Конечно, на борьбу со стихией тратятся колоссальные средства, но, с другой стороны, нельзя быть уверенным, что в нужный момент их окажется достаточно. Если бы стихию можно было прогнозировать, то во всем мире не было бы таких катастроф, как, например, во время затопления Нового Орлеана, аварии на Фукусиме и так далее. За границей тратят на профилактику от стихийных бедствий в разы больше, чем в России, но, увы, эффект не всегда оправдывает ожидания. А тратиться с запасом – свыше 10–15 % – просто невозможно: для наших регионов даже базовые нормы – нагрузка на бюджет. Тем более что в последние годы МЧС сильно сдало в плане профилактики, основная нагрузка легла на плечи регионального правительства: обеспечение населенных пунктов всем необходимым, закупка спасательных средств и так далее. Для крупных по населенности регионов с большой территорией, таких как Иркутск, это очень сложная задача. Одно дело – выполнить нормативы, а другое – действовать в оперативном режиме.
Разумеется, местными властями учитывался опыт прошлых наводнений, во многом из-за этого масштабов нынешнего бедствия они могли не ожидать, ведь эффект от разрушения плотины – это умножение беды на два. Кроме того, есть региональные власти и федеральные структуры – МЧС, полиция, армия, которые были вынуждены экстренно разворачивать мобильные пункты помощи, организовывать спасательные операции, а есть местные власти. К сожалению, на уровне муниципалитетов многие не понимали, что им делать, поэтому просто старались успокоить людей, а когда стало ясно, что нужна экстренная помощь, отказывались помогать, ссылаясь на обязанность региона и МЧС это делать. Поэтому местным жителям стоит присмотреться к тем, кого они наделяют властью на местах. Насколько близки они к народу?
Именно поэтому паводок вскрыл сразу несколько острых проблем. Во-первых, в любой беде требуется слаженная работа всех ветвей власти, а не попытка превратить трагедию в политическое противостояние, чем стремились воспользоваться противники губернатора Сергея Левченко, дабы обрушить его рейтинг, попытавшись возложить вину за стихию на его работу. Уже сегодня очевидно, что это не так. В итоге в работу вмешался лично президент РФ Владимир Путин, после чего все занялись своими прямыми обязанностями – спасением жизней людей. Во-вторых, очевидно, что мероприятия по профилактике стихийных бедствий не всегда работают, а значит, нужно внедрять новые технологии, провести ревизию имеющихся средств, МЧС должно идти в ногу со временем, бороться с бедствиями – задача этого ведомства, а не мэров и губернаторов. Сами местные жители должны понимать, что от их действий во многом зависит их жизнь. Страхование недвижимости, готовность к принятию важных решений во время катастроф, наличие в доме нужных для выживания приспособлений – это задача каждого. В США, где ураганы и наводнения – это тоже часть жизни, многие самостоятельно занимаются этим на уровне своего дома, фермы, объединяются с соседями. Нам такой опыт тоже был бы полезен, чтобы не всегда полагаться на государство.