Социальный контракт: сможет ли власть побороть бедность
Механизм социального контракта, направленный на поддержку малообеспеченных граждан, будет модернизирован с 2020 года. Об этом вице-премьер Татьяна Голикова заявила на съезде Федерации независимых профсоюзов России, сообщает РБК.
Сказать, насколько будет эффективен этот механизм, достаточно сложно, пока это все теория, на практике мы еще не имеем ни одного социального момента, который был бы проведен по данной схеме. С точки зрения теории новшество выглядит вполне позитивно; оно позволяет малоимущим слоям населения, людям, которые находятся за чертой бедности, получать более широкий спектр социальных услуг. Это дополнительный элемент защищенности. Однако поскольку стояла задача бороться с бедностью всесторонне и комплексно, то это всего лишь один из механизмов поддержания упомянутой категории граждан на плаву. Тут еще встанут вопросы, что за вакцины будут предложены, какие еще компоненты включат в модернизированный социальный контракт. Тут надо смотреть в корень. С позиции идеи, с позиции внедрения пока это выглядит очень здраво и позитивно, в том числе в рамках решения поставленных задач.
Говорить, как это будет на практике, повторюсь, еще рано, памятуя русскую поговорку «Было гладко на бумаге, да забыли про овраги». Если брать международный опыт – да, это взято оттуда, подсмотрено там. У них получается – почему вдруг не получится у нас? Озвученный Росстатом уровень бедности (13%), на мой взгляд, сильно занижен. На самом деле этот показатель у нас значительно выше, особенно если говорить о дотационных регионах и мелких муниципальных образованиях, где люди живут, мягко говоря, достаточно скромно. Указы, которые дает президент, основаны не только на данных Росстата, но и на фактологии.
Посылы, которые рассматривает правительство, выглядят оптимистично. Главное – что выйдет на практике. Отмечу, что существует два показателя. Одни люди реально находятся за чертой прожиточного минимума, потому что действительно зарабатывают мало, а другие находятся за чертой прожиточного минимума по белой заработной плате, которую они получают у работодателя официально. Остальное – в конвертах. В реальности они не находятся за чертой бедности, потому что работают в серых схемах. Такая ситуация присутствует в определенном срезе предпринимательского сообщества. Если эту часть вывести в реальный сектор заработных плат, когда конвертная часть будет раскрыта, тогда мы указанное президентом сокращение уровня бедности в два раза и получим, учитывая работу нацпрограммы и прочие позитивные новшества. Если же мы оставим компонент серых зарплат, то вывести за черту прожиточного минимума тех, кто как бы сознательно и чисто формально там находится, не получится. Тут вопрос выстраивания административной компоненты – налоговой, легального предпринимательства, чтобы зарплаты были нормальные. Что касается реальной бедности, то тут мы сможем изменить ситуацию, повторюсь, с помощью намеченных инструментов нацпрограммы.