Реновация влечет политические риски для региональных властей
У ряда крупных городов и экономически благополучных регионов, возможно, есть шанс привлечь инвестиции для реализации такой программы (по крайней мере, в ограниченном объеме или в качестве пилотных проектов). Но запуск подобных программ может быть связан с политическими рисками для региональных властей. Выбор площадок под застройку в крупных городах очень часто ведет к земельным конфликтам и недовольству местных жителей.
Как известно, в Москве самые резонансные на апрель 2019 года акции протеста в связи с выбором площадок под застройку в рамках реновации проходили в Останкинском районе (протест против застройки территории рядом c домом 7 по улице Цандера). В рамках реализации программы реновации в Санкт-Петербурге местные жители (правда, как правило, в соцсетях, а не на улицах) также выражали недовольство выбором площадок под застройку рядом с их домами. К тому же и без программы реновации акции против уплотнительной застройки и строительства на территории зеленых зон периодически проходят и в других крупных городах. Можно вспомнить апрельскую акцию в Новосибирске в связи с сообщениями о планах жилищного строительства на территории парка имени Кирова (представители компании-застройщика, впрочем, сообщения о подобных планах публично опровергли).
Возможно, порог недовольства у жителей некоторых таких городов будет чуть выше, чем у тех же москвичей, а медийный резонанс в связи с локальными акциями по таким поводам – ниже. Но закономерность будет действовать та же, что и при реализации любых проектов застройки в крупных городах: больше объемы строительства – больше потенциальных недовольных.
Другой источник политических рисков для региональных властей в подобных случаях – внутриэлитные конфликты из-за конкуренции строительных компаний за распределение земельных участков под застройку и доступ к подобных проектам. В такие конфликты также могут вовлекаться протестные группы. Причем чем экономически благополучнее регион, тем вероятность начала протестных кампаний по таким поводам в среднем больше (хотя бы потому, что в таких регионах подобные конфликты получают больший резонанс). То есть в тех регионах, где выше вероятность хотя бы частичной реализации программы реновации, политические риски, связанные с ней, тоже будут выше.
Впрочем, это не значит, что, помимо таких рисков, подобная программа (даже при ее реализации в ограниченном объеме и в качестве пилотного проекта) не может принести политических очков региональным властям. Но администрациям подобных субъектов РФ в таком случае придется тщательнее проработать механизмы работы с местной общественностью и оперативного реагирования на появление новых точек недовольства.