Новая приватизация: какие риски несут в себе поправки в федеральный закон
Совет Федерации одобрил проект поправок к ФЗ «О приватизации», сообщает «Коммерсантъ». Поправки должны повысить эффективность приватизации имущества Минобороны, субъектов РФ и муниципалитетов. С 1 июня им придется торговать активами только на электронных торгах.
Приватизация, объектами которой выступают муниципальные и региональные предприятия, – это проблема, которая поднимается уже давно. Еще старое руководство Росимущества поднимало этот вопрос, были потрачены определенные денежные средства. На сегодняшний момент опять встал вопрос о реализации данных предприятий. Они лишь по форме являются коммерческими структурами, а по сути – бюрократические, которые входят в состав того или иного ведомства. Как и в любой государственной структуре, там есть развивающиеся коррупционные механизмы. Это правда. Но говорить об объемах этой коррупционной составляющей крайне сложно. Многое зависит от того, в чем конкретно усматривается коррупция. В том, что менеджеры и управленцы этих ГУП и МУП зачастую пытаются получить выгоду для себя? Но есть, например, медицинские ГУП, которые действительно работают и приносят доход и реальную пользу государству. Их, возможно, трогать нет смысла, если они несут какую-то стратегическую нагрузку.
Думаю, сегодня нельзя говорить однозначно, что это правильное решение (принятие поправок – прим. ред.), тем более когда у нас нет реальной системы оценки госактивов. Проблема ведь в том, что у нас нет реальной оценки этих предприятий. И денег на эту оценку тоже нет. Что мы будем приватизировать? Большинство государственных предприятий сейчас оценивают по «рублю». Такое практиковалось еще во времена, когда Чубайс отвечал за данную категорию госсобственности, цены занижались, чтобы налогообложение не было высоким. Конечно, это настоящее злоупотребление.
В настоящее время у нас отсутствует реальная стратегия, позволяющая установить стоимость этого имущества. До сих пор не создан и не отработан механизм оценки интеллектуальной собственности. Когда обычный человек пытается продать свое имущество максимально выгодно, он совершает для этого какие-то шаги. А когда госимущество будет реализовывать чиновник, имеющий возможность продать его за «рубль», то у него может возникнуть соблазн продать его за «два рубля» (создав видимость прибыли для государства), а 2 млн долларов положить себе в карман. Любая история с продажей госимущества несет в себе коррупционные риски.