Против промышленного освоения заповедного Кроноцкого озера выступают все жители Камчатки
Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин высказался против строительства рыбоходного канала на реке Кроноцкой в одноименном заповеднике, сообщает interfax-russia.ru. Он отметил, что против использования Кроноцкого заповедника, который является объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, в промышленных целях, и подчеркнул, что краевые власти никогда не поддерживали и не поддержат проекты, которые могут нанести вред уникальной камчатской природе. Речь идет о возобновившемся обсуждении проекта, в рамках которого предполагается связать Кроноцкое озеро с Тихим океаном рыбоходным каналом, что, по оценкам экспертов, позволило бы создать в озере промысловое стадо нерки. Это могло бы обеспечить дополнительный вылов в размере 20 тысяч тонн нерки и прибыль бизнесу в 120 млн долларов. Но рыбохозяйственная деятельность заповеднике, по мнению экологов, нанесет ему непоправимый вред. По мнению эксперта, против промышленного освоения заповедника выступают все жители Камчатки.
Юрий Коломейцев:
– План строительства рыбоходного канала возник еще в середине прошлого века, однако в последние полгода о нем заговорили довольно активно. Все доводы, которые приводятся экологами против его реализации, обоснованны. Сегодня в озере обитают две уникальные формы нерки и семь видов гольцов. Все они занесены в региональную Красную книгу. Дело в том, что при попадании в озеро новых видов рыб и паразитов (что при взаимодействии водоема с океаном неизбежно) последствия для экосистемы, которая обособленно формировалась последние 12 тысяч лет, будут непредсказуемыми.
Соответственно, может получиться так, что этот проект никакой экономической выгоды ни региону, ни даже компаниям, стремящимся сюда зайти, не принесут. Спрашивается, стоит ли ради этого принимать непопулярное решение, идти против жителей всего региона? Думаю, что власти Камчатки перед сегодняшним заявлением принимали это в расчет. Вдобавок не стоит забывать, что любая попытка ведения масштабной хозяйственной деятельности повлечет серьезные репутационные риски России как внутри страны, так и на международной арене.
И здесь на кону может стоять статус одной из самых заповедных стран мира (во всех смыслах этого выражения). На Дальнем Востоке немало примеров, когда грамотная раскрутка заповедников способствовала продвижению туристического потенциала. Я думаю, что руководители особо охраняемой природной территории и региона могут даже воспользоваться текущей ситуацией для привлечения туристов из других субъектов и стран. Но для этого необходимо, во-первых, желание, а во-вторых – поработать над развитием местной инфраструктуры и сервиса.