Если мы говорим о 100%-ной замене классических лекций на видеоуроки, то меня такая ситуация не устраивает


Высшая школа экономики полностью отказывается от чтения лекций – вместо них профессора «Вышки» будут записывать онлайн-курсы, сообщает издание «Коммерсантъ».
Это решение ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов объяснил тем, что посещаемость традиционных лекций во всех вузах низкая, а у преподавателей не остается времени на исследовательскую работу из-за аудиторной нагрузки. Ректор ВШЭ дал понять, что внедрение онлайн-курсов в российскую образовательную систему может быть «не только добровольным». Широкую возможность использования онлайн-курсов признал и глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Однако преподаватели пока не видят необходимости в полном отказе от формата лекций и не исключают, что это может привести к сокращению их состава.

Вячеслав Яблоков:

– О возможном сокращении преподавательского состава сейчас говорить сложно, это будет зависеть от организационной структуры каждого конкретного учебного заведения.

Моя позиция по поводу формата лекций сложилась еще лет 15 назад, когда я сам занимался педагогической деятельностью (мой педагогический стаж составляет 12 лет). Я уже тогда прекрасно понимал, что классическая система образования, которая существует в российских вузах и перешла к нам из СССР (это лекции и практические семинарские занятия), больше похожа на методику преподавания для третьего класса школы. То есть педагог приходит и начинает диктовать студентам лекцию, а они ее записывают. Мы живем в современном мире. То, что преподаватель хочет рассказать студентам на лекции, он имеет возможность распечатать и разослать всем посредством электронной почты. А те лекции, которые у нас сейчас есть в высших учебных заведениях, к сожалению, похожи на диктанты и представляют собой в большей степени проверку студентов на умение записывать за педагогом то, что он говорит. Поэтому определенное здравое зерно в той идее, что сейчас предлагается, есть.

У меня был опыт посещения лекций в других странах, например в США. Я был в государственном университете Нью-Джерси Rutgers University. Там педагоги раздавали материалы студентам, у каждого из которых был свой ящик. И преподаватели заранее в письменном виде раздавали теоретические материалы, а потом на лекции происходило что-то наподобие живого обсуждения этих текстов, работа с тем, что осталось непонятным, вызвало вопросы. Лекции в таком формате имеют право на существование.

Однако если мы говорим о 100%-ной замене классических лекций на видеоуроки, то меня такая ситуация полностью не устраивает. Я сторонник того, чтобы от бессодержательного разговора педагога и студентов перейти к содержательному. Можно было бы интегрировать опыт других стран, например, ввести подготовку раздаточного материала, чтобы студенты готовились не только к практическим занятиям, но и к лекциям, а потом с преподавателем обсуждали самые интересные или сложные вопросы. Вот в такой форме лекции вполне имеют право на существование. А если обычные классические лекции просто заменить видеоуроками (где педагог будет начитывать материал), это не изменит ситуацию, так как никоим образом не повлияет на содержательную часть учебного процесса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: