Общие причины отставок – слабость и недостаточная эффективность глав регионов
Александр Михайлов покинул пост губернатора Курской области 11 октября, сообщает ИА REGNUM. На сайте администрации региона сообщается, что он объявил о досрочном сложении своих полномочий, пожелав успехов в работе с новым молодым руководителем. Отметим, 11 октября подали в отставку еще двое губернаторов: Наталья Жданова (Забайкальский край – прим. ред.) и Рустэм Хамитов (Башкирия – прим. ред.). Эксперты полагают, что череда отставок имеет схожие причины.
Алексей Зудин:
– У всех отставок можно, конечно, найти как схожие причины, так и индивидуальные. Но есть и некий единый знаменатель. Во-первых, эти ротации вписываются в новую широкую полосу обновления губернаторского корпуса, которую начал Владимир Путин с конца сентября. Во-вторых, все эти отставки и новые назначения проходят под знаком повышения профессионализма первых лиц регионов, прежде всего их управленческих качеств. Соответственно, общими причинами отставок можно назвать либо слабость, либо недостаточную эффективность региональных руководителей. В отдельных случаях можно выделить в качестве причин региональные конфликты. Но общий знаменатель – это невысокие или слабые показатели эффективности и отсутствие перспектив на улучшение.
Курский губернатор – один из долгожителей, он почти 20 лет на своем посту. Александр Михайлов был, по общим оценкам, слабым руководителем. Курская область отличается низкими показателями состояния экономики и социальной сферы. Кроме того, ушел губернатор не очень хорошо. Я имею в виду обсуждение «золотого парашюта», который он себе обеспечил. Вне зависимости от наличия правовых основания для такого рода решения (а они, судя по всему, имеются), с моральной точки зрения, на фоне того наследия, которое оставляет губернатор, этот шаг выглядит достаточно неприглядно.
Справедливо говорят, что сейчас приходит новое поколение управленцев, оно уже устойчиво называется «технократами». Но необходимо отметить, что представления об управленческой компетентности за последнее время серьезно расширились. Их важной составляющей стала публичная компетентность, способность первых лиц регионов чувствовать социальный климат в регионах и адекватно реагировать на его состояние и колебания. Так что требования к современным технократам повышены, они включают в себя не только общую управленческую успешность по ряду финансовых показателей, но и умение эффективно решать социальные проблемы регионов, а также способность к адекватному поведению в публичном пространстве. Это уже чисто политические требования к кандидатам.