Нужно создать согласительные комиссии для решения вопроса границы между Чечней и Ингушетией
Глава Чечни Рамзан Кадыров и глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров подписали закон об установлении границы между республиками. Парламенты регионов также ратифицировали соглашение. В соответствии с договором стороны обменялись территориями площадью 1,8 тысячи гектаров в Надтеречном районе Чечни и Малгобекском районе Ингушетии.
Главы республик заявили, что соглашение будет способствовать добрососедским отношениям и мирному сосуществованию народов Чечни и Ингушетии. Однако сразу после подписания договора в Ингушетии начались массовые протесты в связи с передачей части земель Чечне, а Конституционный суд республики заявил, что договор о границе может быть окончательно утвержден только после регионального референдума. При этом несколько тысяч протестующих у здания парламента в Магасе объявили акцию бессрочной. По мнению эксперта, нужно создать согласительные комиссии для решения этого территориального вопроса.
Андрей Колядин:
– Тема границ всегда служила основой для войн между странами и поводом для серьезных конфликтов внутри государства. Ингушетия вообще была связана с целым рядом трагедий, которые так или иначе коснулись ее жителей и территории. Взять тот же осетино-ингушский конфликт 1992 года, когда 37 тысяч человек вынуждены были покинуть Ингушетию и Осетию и многие не смогли вернуться обратно. Тема границы – это постоянная история между двумя братскими народами (по сути чеченцы и ингуши – это одна этническая группа – вайнахи), и она всегда была на грани конфликта.
Сколько было совещаний проведено, сколько было «сломано мечей» за столами переговоров – не счесть. Но вот наконец-то произошли события, которые, по моему мнению, хоть как-то пытаются поставить точку в этом давнем споре. Причем, когда мне говорят: «Ну что там за спор из-за территорий, на которых никто не живет, там нет никаких полезных ископаемых!», я отвечаю, что надо понимать Кавказ и что такое межселенные территории на Кавказе. Это территории, по которым могут, например, проходить охотничьи тропы или тропы, через которые овец гонят на пастбище. Соответственно, целое селение может в одночасье лишиться возможности прокормить свои семьи, потому что его жители не смогут этими тропами воспользоваться, ибо эти межселенные территории принадлежат другой республике или кому-то лично.
Когда подобная ситуация возникла в Кабардино-Балкарии, там едва не дошло до войны между кабардинцами и балкарцами. Поэтому все эти вопросы, даже касающиеся земель, на которых никто никогда не жил, для жителей этих республик очень важны, и очень важно квалифицированно и по согласованию сторон найти решения, которые снимут этот конфликт и заставят этнически близкие территории жить в дружбе и сотрудничестве без внутреннего неприятия по отношению друг к другу.
Поэтому хорошо, что сейчас обе республики находят какие-то методы, меняются территориями и пытаются решить застарелый конфликт. Но всегда есть недовольные такими решениями. А раз есть недовольные, то нужно создавать согласительные комиссии, необходимо в рамках этих комиссий обсуждать, что людей волнует, и расставлять некие акценты для того, чтобы протесты не выходили за рамки закона. Но вопрос границ надо решать все равно.