Левченко vs Заксобрание: быть или не быть стратегии развития Иркутской области?
У губернатора Сергея Левченко есть две проблемы. Первая – это очень слабое правительство, им созданное, вторая – очень сильное Законодательное собрание. Обе проблемы косвенно бьют по нему, по его имиджу и репутации.
Но на самом деле стратегия не была подготовлена в эти сроки, более того, уже почти три года, как он занимается разработкой этого документа. Он еще даже не близок к завершению, хотя срок полномочий уже сокращается, остается два года. Когда он будет выполнять стратегию, даже если он ее в Заксобрании нового созыва сможет утвердить, совершенно непонятно.
Дело в том, что, несмотря на все заявления о принципиально новом документе и новых подходах, был взят шаблон прежней, старой стратегии, который в свое время был разработан еще Байкальским институтом экономики и права Иркутской области, в нем использовались классические подходы. В Иркутской области это проходили уже многократно. И в таком виде, конечно, стратегия не работала. Помимо того что документ, разработанный Сергеем Левченко, был таким, как обычно, его еще и выполнили с некоторыми недостатками. Там закладывались показатели развития, которые свидетельствовали о плане деградации Иркутской области. Например, взять численность населения: тезисно шло заявление, что мы будем увеличивать население, а если взять цифровые показатели, то получалось, что количество жителей Иркутской области сократится. Или инновационное развитие: если рассматривать именно проценты, цифровые показатели, то можно увидеть ухудшение ситуации. И так по многим параметрам. Кроме того, в стратегии не были предусмотрены огромные сферы деятельности, которые являются по сути ключевыми для социально-экономического развития региона, например, не было раздела, посвященного образованию в высшей школе науки, он полностью отсутствовал, недостаточно хорошо были проработаны темы, касающиеся муниципалитетов, территориального развития.
Рассматривали эту стратегию на разных площадках: в Законодательном собрании, на площадке Союза работодателей, на различных общественных площадках, и везде было сказано, что это неготовый документ, который необходимо дорабатывать. Сергей Левченко взял время на доработку документа, но в итоге он до сих пор не доделан. Сейчас появляется его новая инициатива – вообще функцию по утверждению стратегии социально-экономического развития Иркутской области у Законодательного собрания забрать, передать правительству Иркутской области. Дело в том, что тот самый сырой документ – та стратегия, которую все посмотрели и которая никого не устроила, – был утвержден правительством Иркутской области, подготовлен и внесен в качестве законопроекта. Если бы функция утверждения была у правительства, сырой и недоработанный документ уже был бы принят. Сейчас губернатор предлагает ввести правило, по которому документ превращается в формальную бумажку для внутреннего пользования, для постоянного бесконтрольного переписывания. Тогда какова цель стратегии?
Ближайшая сессия Законодательного собрания состоится после избрания нового состава 9 сентября. Сергей Левченко очень надеется, что в Заксобрании будет большинство его сторонников, не только коммунистов, там еще и «Гражданская платформа» и самовыдвиженцы. В расчете на это большинство он как раз и вносит законопроект. Здесь возникает еще один вопрос о логичности его действий: если у него будет большинство в Заксобрании, то ему утвердят любую стратегию, если не будет большинства, то ему никогда не утвердят этот законопроект. Какова вообще цель этого действия со стороны губернатора – большой вопрос. Возможно, это какие-то хаотичные действия, чтобы хоть чем-то наполнить зияющую пустоту в вопросе разработки стратегии социально-экономического развития Иркутской области. Возможно, сейчас он будет говорить: «Я разработал законопроект, касающийся стратегии». Потому что на вопрос, где стратегия, у него пока ответа нет.