Мост на Сахалин как серьезный геополитический посыл
Что касается экономической составляющей, уже есть более или менее консолидированное мнение экономистов и профильных специалистов, что строительство окупится только в том случае, если будет продолжен маршрут в Японию. Таким образом, мост станет частью единого маршрута Азия — Европа, а Россия — транзитной территорией, на что она, в принципе, и претендует. Правда, с другой стороны, в Японии уже сейчас есть наработанный маршрут – по морю до Владивостока, а дальше по Транссибирской магистрали. Вопрос: зачем пускать еще один маршрут в обход? Он пока остается открытым. То есть, если речь идет только о строительстве моста на Сахалин, говорить о том, что он окупится за счет потока грузов или населения на материк и обратно, не приходится.
На мой взгляд, здесь важны и другие аспекты, не только экономические, но и политические. Понятно, что власть сейчас уделяет особое внимание развитию азиатской части страны с прицелом на то, чтобы реализовывать геополитические расклады в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Потому что территория Дальнего Востока слабо развита, а это все-таки плацдарм.
Кроме того, это серьезный геополитический посыл. Последние лет пять власть адресовала четкие сигналы российским элитам, что эпоха мегапроектов закончилась. То есть раньше элитам демонстрировался «пряник» в виде возможного участия в различных крупных проектах. А потом был послан сигнал, что заявленные ранее объекты будут достроены, но в целом на этом закончено. Демонстрировалась необходимость накопления резервов для противостояния внешнему давлению. За последние несколько лет власть перешла в разговоре с элитами от инструмента «пряник» к «кнуту». Отсюда все последние коррупционные посадки, особенно на региональном уровне. А заявления по проекту Сахалинского моста могут свидетельствовать о том, что руководство страны опять пытается демонстрировать элитам не столько «кнут», сколько «пряник». Однако имеет смысл отследить дальнейшие действия властей перед тем, как выделять это в сформировавшуюся тенденцию.
Понятно, кто будет основным бенефициаром и оператором этого проекта, уже названы конкретные структуры (государство заявило о готовности инвестировать крупные суммы в инфраструктуру, кроме того, по оценкам экспертов, в строительстве будет задействована компания «РЖД» – прим. ред.). Пока об этом стоит говорить с осторожностью. Но новый мегапроект может быть сигналом того, что российская власть намерена поменять курс, которого придерживалась последние пять лет, – курс на экономию ресурсов и отказ от мегапроектов, от которых неплохо кормилась значительная часть элит.