Борьба за цены на бензин: бизнес против правительства
Цена за бензин в России повышается и при дешевеющей нефти, и при дорожающей. А в 2016 году как раз начался затяжной рост цен на сырьё. И почти за два года от 27,7 доллара за баррель мы пришли к сегодняшней вилке 75–80 долларов. Но в мае этого года расценки на топливо и углеводороды совершили совсем уж некачественный рывок. Если на 1 мая литр 95-ой горючки в среднем стоил 41,9 рубля/литр, то уже к 1 июня цена достигла 45,01 рубля/литр. И, к сожалению, ценопада нам ждать не стоит, а вот скачка потребительской инфляции к осени – очень даже. Поскольку удорожание бензина скажется, в первую очередь, на рядовых гражданах. Это проезд в транспорте, разумеется, цены на автозаправках, подорожание товаров народного потребления, которые также перевозят по стране на почти «золотых» грузовых автомобилях. Народ бунтует, требует от президента навести порядок и прекратить топливный беспредел, поскольку представляет себе масштабы катастрофы, и видит вполне реальным ценник на литр бензина в 100 рублей. Что происходит далее?
Приходит Дмитрий Козак и заявляет, что власть имеет множество инструментов и возможностей для того, чтобы не допустить еще большего роста цен на топливо. При этом наше правительство, разумеется, отчитывается и о уже принятых мерах, которые должны стабилизировать обстановку на рынке. Нам было объявлено о снижении акцизов на бензин и дизельное топливо, а крупнейшие игроки после «задушевного разговора», согласились заморозить цены на топливо на уровне мая. Но что будет, когда срок наложенного моратория истечёт?
Ничего хорошего. Нефтяники продолжают жаловаться на убытки и высылать «челобитные» в адрес правительства, при этом их отчётность (которая имеется в открытом доступе) показывает обратное. Биржевые брокеры сетуют на внезапный дефицит топлива и истощение запасов в розничных сетях. То есть это вот так внезапно выяснилось? И никто ранее не озаботился пополнением? Такого не может быть в принципе.
Причина скачка цен на бензин кроется в другом. Нефтяники и правительство уже долгое время торгуются, и пытаются провести налоговый маневр, который предполагает обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в обмен на повышение налога на добычу полезных ископаемых. А без экспортных пошлин нет и таможенной субсидии, которая составляет, по оценке Минфина, порядка 600 млрд. рублей. Для сравнения: это более трети от той суммы, что требуется ежегодно на реализацию майских указов.
Всего же объём господдержки НПЗ в 2005 – 2016 годах в пять раз превысил объём инвестиций в модернизацию (по данным Vygon Consulting ежегодные инвестиции в модернизацию НПЗ в период 2011 – 2017 гг оцениваются в 300 млрд. рублей). А цены на топливо, искусственно подогретые дефицитом, — лишь инструмент в борьбе за наиболее комфортные и выгодные условия работы. Игроки рынка уже не раз грозились дефицитом и резким ростом цен на бензин в случае проведения налогового манёвра, причём такие предупреждения начали звучать ещё три года назад. Вот, собственно, угроза и приведена в действие. Решение о завершении налогового манёвра в 2024 году принято, и цены на бензин резко пошли вверх. То есть на данный момент, победа остается за бизнесом, а никак не за правительством, которое в очередной раз уговаривает народ держаться и не поддаваться панике.
У простых людей после прослушивания очередных мантр правительства снова создается впечатление, что им «заговаривают зубы» в надежде, что недовольство рассосется само собой и народ просто привыкнет. Почему раздавая клятвенные обещания не допустить очередного повышения цен, тот же Козак не говорит хотя бы о примерной схеме работы кабмина? О каких совместных решениях идёт речь? С кем будет работать правительство, и с кем будет обсуждать выход из сложившейся ситуации? С крупнейшими игроками, которые пекутся, в первую очередь, о собственном благополучии, прикрываясь статусом «госкомпания»?
При этом россиянам не следует возлагать больших надежд и на ФАС, которая обязана контролировать цены. Почему? Потому что, слишком сильны в нашей стране позиции топливных компаний, и они владеют слишком мощными рычагами влияния на рынок и на людей, от которых зависит принятие решений.
Как можно выйти из сложившейся ситуации сейчас? Есть минимум два варианта. Это либо полная национализация стратегически важного сырьевого сектора по примеру Саудовской Аравии, и тогда цены будет устанавливать государство, либо, наоборот, дробление и приватизация ради создания реальной конкуренции на топливном рынке, как в США. В российских реалиях, по моему мнению, наиболее удачным станет первый вариант. Но вот готово ли правительство к этому шагу? Ведь тогда чиновникам придётся буквально вынимать изо рта олигархов кусок сладкого пирога с вишенкой, с коим последние совершенно не готовы расстаться.