Региональная политика Кремля: 10 принципов
Изменение политического ландшафта по итогам региональных избирательных кампаний 2017 г. и президентских выборов 2018 г. диктует необходимость формулирования новых принципов региональной политики. Внимание к человеку и его проблемам президент Владимир Путин определил в своей инаугурационной речи как содержательную основу нового курса. Поэтому постепенное преодоление коммуникативных проблем во взаимоотношениях между властью и гражданами — задача, к решению которой нужно стремиться в первую очередь.
1. Рост функциональности
Обновление губернаторского корпуса происходило в логике технократического тренда. Ключевым критерием стало не столько наличие у будущего губернатора опыта работы и связей с элитами в конкретном регионе, сколько его профессиональные навыки и способность решать определенные бюрократические задачи. Такой подход исходит из рационалистического взгляда на политический процесс и подразумевает функциональный принцип решения задач вместо распространенных ранее неформальных договоренностей. Уже в среднесрочной перспективе это должно способствовать росту транспарентности и эффективности политической системы.
2. Формирование нового консенсуса элит
Поскольку во многих регионах сложились принципиально новые конфигурации элит, актуальной становится проблема интегрирования сравнительно недавно прибывших руководителей в традиционную политическую элиту региона — разумеется, при сохранении определенной дистанции, а также достижение компромиссов по спорным вопросам и выстраивание нового долгосрочного консенсуса на основе, с одной стороны, преемственности, с другой – системного обновления.
3. Усиление связности территорий (развитие инфраструктуры)
Крупные инфраструктурные проекты, реализуемые в регионах при поддержке федерального центра и иногда с привлечением иностранных инвесторов, задают вектор развития и позитивно влияют на имидж региона, а в долгосрочной перспективе способствуют развитию в масштабах макрорегионов.
4. Развитие экономической специализации
Несмотря на отсутствие консенсуса относительно целесообразности стимулирования экономической специализации регионов, что отчасти противоречит идее свободной конкуренции, в условиях санкций и импортозамещения такой подход будет способствовать развитию внутреннего рынка, росту производительности труда, снижению зависимости от иностранных поставщиков и формированию конкурентоспособных отраслей. Исторически в регионах сложились определенные опорные отрасли, которые при грамотном стратегическом планировании могли бы получить дополнительный импульс для развития.
5. Налоговое и бюджетное стимулирование
Необходима система мер, направленных на устранение региональных диспропорций и решение проблемы неравномерности развития. При этом очевидно, что никакие механизмы перераспределения не изменят кардинально структурных особенностей региональных экономических моделей (в том числе наличия или отсутствия ресурсного сектора). Тем не менее разработка более жестких требований к расходованию средств, получаемых из федерального центра, весьма востребована.
6. Эффективность механизмов коммуникации
Развитие новых технологий позволяет осваивать различные механизмы оперативной коммуникации между властью и гражданами. Более того, в последнее время наметился явный запрос на различные форматы «прямой» коммуникации. С одной стороны, это означает, что существующие формальные механизмы нуждаются в совершенствовании. С другой — технологические возможности действительно позволяют активнее вовлекать граждан в процесс принятия решений на местах.
7. Гибкость реагирования на протесты
Протестная повестка в том или ином виде всегда присутствует, особенно на локальном уровне, где протест концентрируется вокруг конкретных проблем, но не носит системного характера. Поэтому его игнорирование и маргинализация не могут быть долгосрочным решением. Адекватное восприятие протестной повестки и адекватное реагирование на нее, даже в условиях намеренной эскалации со стороны отдельных участников протеста, является одной из ключевых новых задач региональной политики.
8. Поддержка региональных инициатив
Зачастую в регионах формируются более конструктивная повестка по чувствительным вопросам и отработанные практики, которые могли бы стать модельными на федеральном уровне. Например, регионы с тяжелой экологической ситуацией вносят предметные предложения относительно методов защиты окружающей среды и контроля за промышленными корпорациями, к которым имеет смысл прислушиваться.
9. Усиление разнообразия каналов рекрутирования элиты
По мере роста конкурентности и открытости системы закономерно встает вопрос о моделях рекрутирования региональной элиты. Это сложный многовекторный процесс, который подразумевает наличие более или менее ясных карьерных перспектив внутри регионов и обеспечение доступности социальных лифтов. При этом нужно уходить от потенциально конфликтной безальтернативной модели политического рекрутирования.
10. Взаимодействие с институтами гражданского общества
Различные общественные движения и структуры доказали свою эффективность в области гражданского контроля за реализацией инфраструктурных задач, формулирования общественного запроса и коммуникации с инициативными группами на местах. Диалог с представителями общественных движений и организация представительных и открытых публичных слушаний позволяют более адекватно воспринимать проблемное поле территории, повышают обоснованность принимаемых решений в глазах населения.
Кадровое обновление в масштабах страны неизбежно становится новым вызовом: оно нарушает привычные модели балансирования между сложившимися группами влияния на федеральном и региональном уровнях. Но умение достигать ситуативных договоренностей и корректировать политику в соответствии с изменением условий должны сыграть позитивную роль.