Зарубежные страны активизировались по отношению к Арктике, и это должно быть предметом беспокойства России, считает заведующий кафедрой Факультета государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Климанов.

«Когда я в январе этого года увидел доктрину, которая называется «Арктическая политика Китая», размещенная на официальных сайтах китайских органов власти, то был многому удивлен после прочтения. Фраза о том, что «Китай является почти полярным государством», мне кажется, должна вызывать оторопь у политических деятелей. Это должно быть предметом нашего беспокойства. Мы упоминаем о своем присутствии на архипелаге Шпицберген. Но забываем, что есть два государства, которые пользуются международным статусом Шпицбергена помимо Норвегии, речь о Китае», отмечает эксперт.

Климанов считает, что Россия должна сформировать четкую политику по отношению к Арктике, с чем пока возникают проблемы.

«Мы не можем никак принять законодательные меры обеспечения необходимых процессов. Основы госполитики, принятые десять лет назад для данной территории явно устарели. Изменились уже и подходы к освоению Арктики. Напомню, что во второй половине 90-х годов дважды создавался специальный государственный комитет по делам крайнего сервера. Дважды он ликвидировался. Видимо, сейчас при наличии и Минвостокразвития и Минкавказа, мы стоим на пороге того, что для Арктики должен быть сформирован специальный орган исполнительной власти, который бы координировал деятельность агентов на этой территории. Я вижу реализацию данной задачи в виде создания агентства или службы, которая бы аккумулировала разнонаправленные действия разнонаправленных структур к данной территории», — подчеркнул он.

Арктическая зона, как объект политики, представляет собой классический случай пересечения отраслевого и отраслевого подхода, добавил Климанов. При превалировании последнего, территориальный подход будет всегда находиться в бедственном положении.

«В добавок ко всему, часть арктической зоны накладывается на территорию Дальнего Востока, по отношению к которому у нас формируется своя территориально ориентированная политика. Вот это сочетание разного рода политик, безусловно, будет бить по вопросам приоритетности развития арктической зоны как таковой. В этой связи понимаю сложности, с которыми сейчас столкнулись разработчики проекта стратегии пространственного развития, уже анонсированного президентом в послании Федеральному собранию», — заявил он.

Арктические регионы стоят также на пересмотре своих долгосрочных планов, напомнил Климанов. Поэтому сейчас очень важно обозначить на федеральном уровне приоритеты, которые будут транслированы на арктическую зону для того, чтобы синхронизировать те интересы, которые высказывают данные субъекты федерации. В частности, стоит выбор между тремя конкурирующими проектами строительства железной дороги в европейскую часть Арктики. Это тоже один из необходимых пунктов для того, чтобы потом преступить к дальнейшему этапу стратегирования.

«Мне кажется, что сейчас арктические регионы могут прийти к некоторому объединению в части своих бюджетных приоритетов. Мало кто заметил, но в этом году произошло изменение в межбюджетных отношениях в части перехода на использование так называемого модельного бюджета при взаимоотношении федерации с регионами. Что интересно, уже несколько арктических регионов отметили, что в новых условиях формирования финансовой помощи, пропадает та самая северность, которая ранее присутствовала. Это уже публично высказал в одном из глянцевых журналов губернатор Архангельской области. Аналогичные заявления звучат из Саха (Якутия), который получает значительный объем дотаций из федерального бюджета. В этом возможна некоторая консолидация. Также этому будет способствовать нахождение некоторых макрорегиональных решений», — подчеркнул он.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: