Выбор главы Адыгеи: важно не допустить разжигание «черкесского вопроса»
Конституция не регламентирует передачу власти главами субъектов Российской Федерации сыновьям, крестникам или племянникам жены. Но в любых правилах возможны исключения, что мы и можем наблюдать на примере отдельных национальных республик. Адыгея, где передача республиканской власти происходит внутри одного семейного клана, представителями которого являются и бывший глава региона Аслан Тхакушинов, и нынешний врио главы региона Марат Кумпилов, — тому пример. Плохо это или хорошо – вопрос, скорее, риторический. В силу того, что «черкесский вопрос» вновь пытаются разжечь извне, для Кремля важно сохранение мира и стабильности как в отдельно взятом регионе, так и на всем Северном Кавказе, к которому можно отнести и Адыгею, хотя она и не в составе СКФО.
Господин Тхакушинов, насколько мне известно, по состоянию здоровья не может полноценно руководить, хоть и маленьким, но крайне непростым регионом. Он остается его духовным лидером и наставником для Кумпилова. Последнего, впрочем, новичком и в управлении, и в политике не назовешь: на протяжении нескольких лет он вполне успешно руководил правительством республики и не раз подменял Тхакушинова на посту главы региона.
Как известно, Хасэ (парламент) Адыгеи в свое время принял решение не возвращаться к прямым всенародным выборам главы республики. Очевидно, сделано это было неслучайно. С одной стороны, депутатам хотелось по-прежнему хотя бы сугубо формально быть причастными к избранию главы Адыгеи, с другой стороны, полагаю, не обошлось без просьбы со стороны Тхакушинова, об уходе которого из активной политики говорилось давно. Вернись Адыгея к прямым выборам главы – не факт, что высшая власть в регионе перешла бы Кумпилову, так как противников подобной преемственности предостаточно — как в самом Майкопе, так и в соседнем Краснодаре и даже в Москве, где представители адыгского народа обладают весомым положением и в правительстве России, и в Администрации президента.
То, что главой Адыгеи как национальной республики может быть только адыг в современном политическом устройстве России — без вариантов. Поэтому, даже если принять на веру, что депутатам Хасэ президентом России был предложен действительно список реальных кандидатов, то персона их коллеги – лидера фракции «Справедливая Россия» Александра Лободы включена в него, предположу, совершенно по иным причинам. Как демонстрация того, что в России – настоящая демократия, и даже при таком способе обретения регионом своего главы возможности для представителей всех партий равны, по крайней мере парламентских.
Как прямых выборов главы в Адыгеи нет, так нет и интриги, за кого же из двух оставшихся адыгов из предложенного списка проголосует большинство депутатов Хасэ. Повторюсь: Кремлю нужны мир и стабильность в регионе. И если Кумпилов (читайте: Тхакушинов) это все гарантирует, то он и останется во главе Адыгеи. Это решение для сентября 2017 года. В будущем возможны изменения с учетом складывающейся повестки.