Страсти вокруг депутатских зарплат: красноярские законотворцы упустили возможность честно объясниться перед общественностью


За деятельностью Виктора Толоконского я наблюдаю давно, я с ним лично знаком. Это один из самых осторожных российских губернаторов. На мой взгляд, он пал «жертвой» так называемых летних новостей. Летом поток новостей ослабевает, и любая более-менее резонирующая новость вдруг вызывает большой ажиотаж. На самом деле здесь нужно разделять субъективную и объективную стороны. Что касается объективной стороны, то я склонен верить Виктору Толоконскому, когда он говорит, что в Красноярском крае очень давно не повышали заработную плату госслужащим, поскольку то же самое было и в Новосибирской области, да и осталось, кстати. Новосибирская область и Красноярский край в этом отношении очень консервативные регионы, где зарплата госслужащих и депутатов – одна из самых низких в зауральской части России. Местные элиты в отношении заработной платы очень аскетичные и никогда здесь этим не злоупотребляли.
Сейчас есть некий тренд на социальную справедливость, и любые вещи, которые можно трактовать как нарушение этого, вызывают повышенную возбудимость у общественного мнения. На мой взгляд, красноярские депутаты в данном решении упустили возможность открыто и честно объясниться перед общественностью. Но субъективная сторона заключается в следующем: тема заработной платы (чиновников и депутатов) у нас традиционно считается непрозрачной. Мы очень любим говорить про Запад, но в этом отношении мы им очень уступаем. За рубежом действует принцип так называемого отложенного решения. Там представители власти никогда не принимают решения для самих себя. То есть, например, депутатский корпус принимает решение о повышении зарплаты, но действует оно уже на следующий созыв. И никто не бросит в них камень, что они принимают это решение для себя. А у нас подобное считается в порядке вещей.
Более того, еще с 90-х годов у нас сложилось такое заблуждение, когда депутаты законодательных собраний и местные администрации сидят в одной лодке по повышению зарплат. То есть зарплата губернатора равняется зарплате председателя законодательного собрания и так далее. Когда это вводили, полномочия у них были примерно одинаковые, а сегодня объем полномочий у региональных депутатов стал, как минимум, в два раза меньше, он переместился либо в исполнительную власть, либо на федеральный уровень. Поэтому на мой взгляд, здесь уравниловка невозможна.
Я думаю, данная тема сейчас, к сожалению, может быть использована для популистских решений. Толоконский говорит, что заработную плату госслужащих 10 лет не повышали. Учитывая российскую логику, скорее всего, повышение отменят. Но тогда как мы можем говорить о заинтересованности представителей той же исполнительной власти в работе, если они не получают материального вознаграждения? Но вообще это урок для всех органов власти сверху донизу, что эти темы должны быть предметом широкого общественного обсуждения, причем в этом обсуждении должны участвовать все, кроме заинтересованных сторон.
Как бывший чиновник я являюсь сторонником теории о том, что чиновников должно быть в несколько раз меньше, а зарплата оставшихся должна быть больше. Я думаю, шум вокруг этой истории будет, но это будет контролируемо, поскольку эта тема затрагивает все элиты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: