Акции 12 июня: 4 особенности в регионах


Главная особенность прошедших акций протеста – их уход в регионы. И если 26 марта можно было говорить о случайности. О разовом всплеске активности, то теперь ясно, что это не так. Навальному удалось выйти на региональную орбиту, чего не удалось в свое время сделать «болотным протестам».
Для регионов каждый такой митинг – это событие и пробуждение ото сна. Достаточно посмотреть инфополе и почитать комментарии, и мы увидим, что практически везде, даже там, где количество участников измерялось несколькими сотнями, обязательно кто-нибудь отмечал, что это самая массовая протестная акция за последние годы. Обычно провинция игнорировала столичную протестную повестку, а в лучшем случае в какой-нибудь «Стратегии-31» участвовало 2-3 местных политфрика, которых никто и никогда не воспринимал всерьез. 
Но нужно понимать, что люди в регионах не готовы просто слепо копировать то, что им говорит и будет говорить Навальный. Нужно учитывать множество региональных особенностей.
Во-первых, ни в одном из регионов, где власть согласовала акции, никто из организаторов не пошел на сознательное обострение и перевод акции в несанкционированную. Ни в Казани, где согласовали время проведения в 7 утра, ни в Томске и ряде других городов, где властями были предложены отнюдь не центральные площадки. Исключения малочисленны – Владивосток, Калининград.
Отсюда вывод, что для людей намного важнее прийти на легальную акцию и высказать свое мнение, обозначить себя, сказав, «эй, власть, мы есть, мы тут и с нами надо считаться». То есть важно содержание (поэтому на многих митингах принимали резолюции), а не экшн и картинка в «винтиловом» в ТОПе интернета.
Во-вторых, обратите внимание на состав участников. Кроме того, что как отмечали ужа ранее, протест помолодел, в разных регионах на акции протеста пришли и представители некоторых системных партий – местные коммунисты, «яблочники». И это еще одна особенность региональной политики – это в Москве Навальному и Явлинскому есть что делать (даже если это шкура неубитого медведя, которого они никогда не убьют), а в регионах все проще. Тут местные «Навальный» и «Явлинский» живут в соседних дворах, может, вместе ездят на рыбалку или пьют пиво и между ними в первую очередь система личных взаимоотношений, а потом уже политическое соперничество. 
Кстати, именно личное, именно то, что все в провинции, образно говоря, «спят под одним одеялом», думаю, повлияло и на то, что полиция без повода не «жестила», дав митингующим высказать все, что они хотели, помахать всеми своими плакатами. Ибо родители пацана, пришедшего на митинг с уточкой, живут в одном подъезде с полицейским, который может скрутить ему руки и принять в автозак. И как им всем потом с этим жить? В провинции это пока еще не пустые слова и весомые вопросы.
В-третьих, в регионах организаторы подошли к содержательной стороне акций намного серьезнее, чем Навальный и его штаб в Москве. Тут было видно, что пришедшие на Тверскую люди не понимают, а что нужно делать – ходить, стоять, кричать, махать плакатами… А что дальше? В городах акции придали больше человечности и душевности. В Барнауле митинг совместили с рок-концертом, в Ульяновске молодежь между выступлениями о коррупции пела песни Андрея Макаревича и Виктора Цоя, в Перми устраивали политперформансы и так далее.
В-четвертых, к антикоррупционной повестке Навального на митингах в регионах часто присоединялись местные проблемы и активисты местных движений. Например, в Челябинске это были представители дальнобойщики, протестующие против системы «Платон», а также активисты движения «Стоп ГОК», выступающие против строительства Томинского горно-обогатительного комбината в 10 км от Шершневского водохранилища; в Краснодаре – представители экологических и правозащитных организаций, активисты фермерского движения из разных районов края; в Ростове – инициативные группы обманутых дольщиков; В Нижнем Новгороде также протестовали против точечной застройки и строительства храмов в городских парках; в Архангельске говорили о развале медицинской сферы в регионе.
Но в целом, даже с учетом того, что «поход» Навального в регионы состоялся, говорить о каких-то успехах преждевременно. Общее количество участников протестных акций во всех регионах сопоставимо с максимальным участием в одной протестной акции «болотного периода» в Москве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: