Создание национального бренда: как «башкирскому меду» стать интереснее нефти и медведя с автоматом
1 июня 2017 года этому проекту в рамках Петербургского международного экономического форума — 2017 (ПМЭФ) была посвящена сессия «Made in Russia Создание национального бренда России». Полагаю, что сам тренд описания товара как “Made in” – безнадежно устарел. Мир глобален и чувство времени гораздо важнее места. Например, на iPhone написано Made in China, но понятно, что создали его в Калифорнии. BMW собирают в Калининграде, но созданы они не столько немцами, сколько международной силой мысли – технологиями. Национальные экономики устарели вместе с индустриальной эпохой. Но понятно, что некоторая ниша национальных брендов все еще остается. Например, еда. Ведь помидор, выращенный в Китае, вызывает подозрения в накачке химией и ГМО, в отличие от какого-нибудь помидора азербайджанского.
России тяжело войти в те рынки, где развитие происходило долгие годы, где новый продукт создавался на базе эволюции старого. Поэтому не идут наши смартфоны, которые продают по цене последнего айфона, а по начинке он – старая «читалка», тяжело входят в рынок модные бренды и так далее. Зато есть рынок пищевой продукции, включая вина и сыры, есть рынок IT, где можно быстро занять нишу благодаря идее, а не технологии. Но это должны быть действительно конкурентные продукты. Почему мы сами не пьем крымское и краснодарское вино, предпочитая Францию и Италию? Почему оно стоит порой дороже, даже в России, как и русский сыр – дороже итальянского?
Что касается региональных брендов – это более насущная задача. Действительно, внутри России мы сами не потребляем часть нашей же продукции, отдавая предпочтение импорту. При этом люди с удовольствием покупают «питерских кур», зная, что это – бренд, покупают «ростовские помидоры», «карельскую семгу» и тому подобное. Все это бренды в сознании. Есть бренды, вышедшие на рынок, такие как «якутские бриллианты» или «башкирский мед», они с успехом делают оборот. Здесь качество определяет спрос. Другое дело, когда через бренд стараются продвигать некачественный товар, что вызывает отторжение. Многие регионы хотят получить субсидии на развитие «бренда», но, как мне кажется, бренд – это визуальное выражение устоявшихся представлений, символ, а значит, его не нужно развивать, он уже есть, его следует только оформить.
Да, Россия — это снег, матрешки и коррупция. Наш бренд – это медведь с автоматом и ядерной ракетой, именно его наши «патриоты» усиленно транслировали последние годы на Запад. Так что менять представление о стране и выпускаемых ею товарах следует через другие образы. Россия – это очень лиричная страна, здесь много художников, поэтов, изобретателей и мечтателей. Наш настоящий бренд – это нефть, а надо стремиться к тому, что бы им стал человек.