Оптимизация дотационных СМИ – самый простой путь, но есть и другие варианты
Власти Нижегородской области планируют оптимизировать количество дотационных средств массовой информации. Как сообщает «Коммерсант», об этом объявил заместитель губернатора Роман Антонов на заседании комитета по бюджету и налогам нижегородского законодательного собрания. Это заявление прозвучало в ответ на предложение вице-спикера от КПРФ Владислава Егорова сократить расходы на СМИ.
По словам Романа Антонова, по ряду изданий областные власти уже оценили тиражи и процент их возврата из розничной продажи и пришли к выводу о неэффективной работе СМИ. Как отметил заместитель губернатора, средний тираж газет составляет 15-20 тыс. экземпляров и при полуторамиллионном населении Нижнего Новгорода этого мало. «Назрела реформа по оптимизации количества дотационных СМИ», — заявил господин Антонов, отметив, что речь идет о ликвидации или приватизации медиа.
В течение декабря областное правительство представит конкретику на обсуждение профильного комитета законодательного собрания.
Олег Каштанов:
— Сложно давать оценку, когда не знаешь ситуацию на месте. Наверно, если власти приняли такое решение, они исходят из каких-то своих соображений, и финансовая составляющая, видимо, одна из них. Второй момент, очевидно, состоит в том, что те затраты, которые вкладываются в СМИ, по мнению заказчика, в данном случае властей, не дают эффекта, на который рассчитывают. Поэтому один из путей – это оптимизация, сокращение, слияние изданий.
Но есть и другой путь, как мне кажется, не менее эффективный и, может быть, его тоже стоит попробовать. Я думаю, что издания, которые оптимизируются, имеют свою историю, им, наверно, как минимум лет 10-15, а некоторым, может быть, и 70 лет или даже 100. И закрывать издание с такой большой историей, не попробовав другой путь, наверно, не очень разумно. А другой путь заключается в том, что может быть, стоит попробовать какие-то изменения в команде, в менеджменте – сменить руководство, если считается, что не используются какие-то современные технологии. Сейчас, мне кажется, есть достаточно большой инструментарий, который позволяет сделать газету достаточно успешной, даже если газета выходит в таких малонаселенных пунктах, где малое количество рекламодателей и не очень богатое население. Такие методы есть. И есть система государственной поддержки региональных СМИ, причем благодаря ОНФ и депутатам Госдумы эта поддержка в последние годы составила внушительную сумму – 300 млн. рублей. Кроме того, есть проекты создания своего присутствия в интернет-пространстве, это тоже дает свою отдачу. Новые технологические подходы, новые люди способны вдохновить, наверно, и редакционные команды в районах. Если уже и это не поможет, тогда можно пойти по пути какой-то оптимизации.
Но в любом случае к этому нужно относиться очень осторожно, потому что основным читателем муниципальных газет, которые выходят, может быть, не такими высокими тиражами, являются люди сельских населенных пунктов, небольших городов. Для них газета даже в наш век интернета является одним из основных источников получения информации. Как правило, такие издания дают позитивную повестку на своих страницах. Это тоже своего рода информационная безопасность и воспитание людей в духе традиционных ценностей. Поэтому к вопросу оптимизации СМИ нужно подходить осторожно.
К тоже же, нельзя говорить о том, что печатные издания, газеты сегодня умирают. Если опираться на зарубежный опыт, то в ряде стран происходит ренессанс печатных изданий, когда издания, выходившие в интернет, вновь возвращаются к читателям в печатном виде. Основной вопрос, конечно, качество. Многое зависит еще и от того, каковы типографские возможности, потому что если газета напечатана на хорошем типографском оборудовании, соответственно в цветном изображении, это гораздо лучше, чем газета из четырех страниц ужасного качества, и типография, где это напечатано, мало специализирована для того, чтобы улучшать это качество. Это еще одна проблема.
Поэтому, на мой взгляд, власти в Нижегородской области собираются пойти по самому простому пути, не попробовав другие возможные варианты. Я все-таки больше поддерживаю коллег, которые, наверно, имеют ресурсы и возможности, чтобы сохранить свои издания и сделать их более популярными.