Против реформ: жители Подмосковья не приняли преобразований в регионе
Российская федеральная и региональная элита разошлись в оценке реформы властей Московской области, в связи с которой муниципальные районы с входящими в их состав городскими и сельскими поселения (у каждого района и поселения есть своя администрация и свой совет депутатов) преобразуются в городские округа (с единой администрацией и единым советом депутатов). Против реформы выступили в Госдуме, а в подмосковных городах прошли митинги.
Противники реформы считают, что их поселения потеряют способность принимать решение, а до единой администрации придется ехать гораздо дольше, да и ей будет не до них. А сторонники говорят об оптимизации расходов на госаппарат и функцию «единого окна».
Не согласны с переменами
Совет депутатов подмосковного города Запрудня Талдомского района некоторое время назад попросили Госдуму оценить проводимую в Подмосковье реформу. В итоге комитет нижней палаты парламента по федеративному устройству и местному самоуправлению назвал объединение муниципалитетов в Московской области противоречащим закону.
В ответе комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного управления за подписью его главы Алексея Диденко (ЛДПР) указано, что «Конституция предусматривает осуществление местного самоуправления прежде всего в городских и сельских поселениях, а уже потом на других территориях», а целью принятия закона об МСУ было «приближение власти к населению». Парламентарии считают, что двухуровневая система управления является «концептуальным положением» закона об МСУ. По закону муниципалитеты разделены на два уровня: в первый, базовый входят как сельские, так и городские поселения, во второй — муниципальные районные и городские округа.
В случае превращения всех районов Подмосковья в округа в регионе не окажется поселений первого уровня. Члены думского комитета отмечают, что при объединении «ресурсы концентрируются в поселении, ставшем центром», и даже если «социальное развитие на присоединенных территориях продолжается, явным образом снижается участие населения в осуществлении местного самоуправления». По их мнению, «объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, в новое муниципальное образование со статусом городского округа противоречит действующему законодательству и всей логике муниципального развития, базирующегося на Конституции», пишет портал Полит.ру.
Тем временем «Коммерсант»
также приводит мнение члена президиума СПЧ Евгения Боброва
«Если мы сейчас за МСУ не заступимся, о нем можно вообще забыть. Будет чиновничий капитализм, в этих городских округах, особенно в Московской области, все будет застроено высотными зданиями»,— сказал он.
Пару дней назад Бобров затронул эту тему в разговоре с первым заместителем главы администрации президента Сергеем Кириенко, который курирует внутреннюю российскую политику, и намерен поднять ее 8 декабря на встрече Владимира Путина с СПЧ.
«Мы будем использовать ответ Госдумы при проведении общественных слушаний, рассказывать людям, что реформа по объединению муниципалитетов незаконна. Кроме того, позиция комитета будет очень ценна в судебных заседаниях по оспариванию объединений»,— заявил газете депутат горсовета Химок от «Яблока» Владислав Наганов.
Недовольны объединением в поселении Селятино Наро-Фоминского района (в воскресенье там прошел митинг) и в Томилино Люберецкого района.
«У нас высокопрофицитный бюджет, который позволяет муниципалитету нести социальную нагрузку. Кроме того, в поселениях можно строить не выше семи этажей, в городском округе этажность другая — этим будут пользоваться. Но инфраструктура к таким домам не готова. Увеличатся пробки»,— заявила активистка из Томилино Ирина Астахова.
Тем временем именно в Томилино вчера прошла целая акция протеста местных жителей против реорганизации муниципалитетов Люберецкого района.
«Противники этой инициативы были вынуждены стоять на улице. В школу, где проходило обсуждение, людей не пустили. Блокированная полицией школа, где обсуждался важный для жителей Томилино вопрос. Перекрытая силовиками близлежащая к учебному заведению улица. В Томилино находились также подразделения Росгвардии и солдаты внутренних войск — об этом люди сообщали в соцсетях. В такой обстановке чиновники убеждали томилинцев в пользе объединения с другими посёлками Люберецкого района в городской округ Люберцы. По словам местных жителей, противников объединения в актовый зал школы не пустили. Больше сотни человек были вынуждены на сильном морозе скандировать протестные лозунги у стен учебного заведения. На улице, по словам очевидцев, произошла стычка с полицией», — передает «Эхо Москвы».
Двоих активистов задержали. К школе подъехало несколько карет скорой помощи. Позже у её стен развернули плакаты с требованием сохранить посёлок. А в переполненном актовом зале глава Люберецкого района уверял собравшихся в необходимости и пользе объединения. Обещал сохранить льготы и бесплатные кружки. На публичные слушания людей, как пишут в соцсетях, свозили на автобусах из Люберец. Участники встречи держали плакаты с лозунгами в поддержку объединения, к примеру, «Однозначно навсегда Люберецкий округ», но ни одного плаката против у них не было, отмечает радиостанция.
Сторонники объединений
Тем временем подмосковная элита выступила на стороне защиты губернатора. Даже представитель КПРФ в Мособлдуме, глава комитета по МСУ Анатолий Наумов не видит в объединении муниципалитетов нарушения закона.
«Споры по преобразованию районов в округа идут с момента принятия закона о местном самоуправлении. Это вопрос интерпретации законодательства. В Московской области такие объединения проходили, при этом преобразование Озерского района в городской округ оспаривалось в Верховном суде, он признал его законность»,— цитирует его «Коммерсант».
Глава экспертного совета Всероссийского совета местного самоуправления член СФ Вячеслав Тимченко признает, что преобразование сельских поселений в городские округа «противоречит логике» МСУ, но нарушением закона его также не считает.
«Здесь нужно подходить индивидуально. Например, в Подмосковье есть Домодедовский городской округ, преобразованный из района еще несколько лет назад. Конечно, это нетипичный случай и, возможно, это не совсем то, что предполагал законодатель во время работы над законом об МСУ, но исполнение полномочий местного самоуправления там нисколько не страдает»,— говорит сенатор.
Ну и, конечно, здесь стоит вспомнить о том, что, по крайней мере, официально главы районов, которые превращались в округа, на заседания Мособлдумы выступали за перемены, отмечая экономию средств от сокращения госаппарата. В 2015 году после объединения муниципалитетов область сэкономила 2,1 миллиарда рублей, сообщает «Комсомольская правда». Радио «КП» побеседовало с заместителем председателя правительства Московской области Михаилом Кузнецовым.
«За любой реформой должно стоять самое главное — интересы простых людей. Когда мы выбираем модель управления — двухуровневую, как это происходит в муниципальном районе, или одноуровневую, как городском округе, — мы смотрим, чтобы людям прежде всего было максимально комфортно жить и взаимодействовать со структурами государственной власти. Долгое время в Московской области на уровне муниципальных районов была довольно запутанная система организации власти, был нарастающий конфликт между районом и районным центром. Одно здание — две администрации. Жители часто просто не понимали, куда идти со своей проблемой. За что отвечает муниципальный район? А за что — администрация городского поселения? А теперь в городских округах абсолютно понятная система работы», — заверил он.
По словам зампреда, в среднем в новых городских округах аппараты чиновников были сокращены на 30 — 40 процентов.
Арбитром споров выступил Совет по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) при губернаторе Московской области, который к февралю 2017 года разработает рекомендации по реформированию муниципалитетов Подмосковья, сообщают ИА REGNUM и РИАМО со ссылкой на члена СПЧ при президенте РФ и губернаторе Подмосковья Александра Брода.
По словам Брода, в ходе проведения реформы, у жителей остаются невыясненные вопросы, которые СПЧ планирует отработать в рамках публичных слушаний и приема граждан и к февралю представить свое заключение в адрес Мособлдумы и губернатора.
«Реформа решает ряд важных вопросов, но остаются и другие невыясненные, незакрепленные законодательно вопросы, поэтому здесь повод для совета по правам человека при губернаторе Московской области продолжать присутствовать на таких общественных слушаниях, вести прием граждан, разбираться с их вопросами, больше посещать населенные пункты в Московской области, и потом уже это выльется в рекомендации нашего совета, которые будут предложены и Мособлдуме, и губернатору Московской области, чтобы, прежде всего, эта реформа была не ради реформы, а для того, чтобы повысить качество жизни граждан Подмосковья», — сказал правозащитник.
О том, как начиналось противостояние в Подмосковье, также читайте в предыдущем обзоре «РК».