Губернаторская ответственность за финансирование – не новое решение, но менее опытные губернаторы могут расценить его как угрозу


Вице-премьер Дмитрий Козак представил Совету федерации готовящиеся правительством основы региональной политики. Он пообещал увеличить гранты развивающимся субъектам, ввести политическую ответственность губернаторов за неисполнение экономических обязательств перед федеральным центром и довести до исполнения реформу полномочий, передает «Коммерсант».

Представляя сенаторам основы региональной политики, Дмитрий Козак заявил, что перед правительством по-прежнему стоит задача перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами. Главной проблемой регионов господин Козак назвал нехватку ресурсов для исполнения полномочий: «Все чаще регионы предлагают вернуть на федеральный уровень ряд полномочий, особенно социального характера, в связи с недостаточностью ресурсов». Правительство уже начало инвентаризацию и финансовую оценку полномочий субъектов РФ и муниципальных образований и планирует завершить ее до конца 2016 года.

По предварительным данным, с 2005 года федеральный центр возложил на регионы более 630 полномочий, из них только 117 — с соблюдением процедуры, установленной законом. «Но регионы исполняют более 500 полномочий, которые переданы различными законами без определенного статуса и источников финансирования: то ли они собственные и выполняются за счет региональных бюджетов, то ли делегированные и должны финансироваться из федерального бюджета. Субвенции на них не предоставляются. Надо определить их судьбу»,— заявил вице-премьер. Также правительство проанализирует полномочия территориальных органов (ТО) федеральной власти: часть полномочий может быть передана регионам, а сами ТО станут межрегиональными.

Пообещал Дмитрий Козак динамично развивающимся регионам увеличить гранты, а для глав дотационных регионов ввести дополнительную ответственность за невыполнение обязательств перед центром. «Регионы, которые получают дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, должны заключать соглашения с центром и брать на себя обязательства по наращиванию экономического потенциала. В случае их невыполнения должна быть финансовая ответственность, и будем решать вопрос о политической ответственности руководителя региона», – сказал он.

Напомним, ранее в мае Совет федерации подготовил доклад, в котором предложил полностью пересмотреть систему распределения полномочий между федеральным центром и регионами и их финансирования. В парламенте рассчитывали, что доклад пригодится правительству и президенту. В правительстве сказали, что уже провели ревизию полномочий и финансирования в рамках подготовки указа президента об основах региональной политики

В «РК» также дали оценку заявлению спикера Совфеда Валентины Матвиенко о том, что политика регионального выравнивания себя не оправдала.

Владимир Горчаков:

— Заявления Дмитрия Козака – не принципиально новый подход к взаимоотношениям центра и регионов, а скорее расстановка акцентов, указание на то, что в условиях кризиса к вопросу расходования средств в регионе нужно подходить ответственно. Обращаю внимание, что кризис в региональных бюджетах длится уже два года. И поэтому еще раз подчеркну, что если из федерального бюджета выделяются дополнительные деньги на какие-то проекты в регионе, то расходование будет проверено и в случае неоптимального, либо ложного расходования ответственность глав регионов логична. Об общих полномочиях субъектов говорилось давно, также, как и о персональной ответственности губернаторов за исполнение майских указов президента, которые были разработаны в 2012 году. Позже появилась и персональная ответственность глав регионов за показатели дефицита и долга. То есть это продолжение той же политики только с новыми акцентами.

Важно заметить, что заявления Козака никак не вступают в противоречие с позицией Совфеда о том, что регионам нужно дать больше самостоятельности и позволить оставлять некоторые налоги за собой. Во-первых, вопрос о передаче полномочий и соответствующих расходных обязательств, подкрепленных доходами на региональный уровень, обсуждается давно. Можно даже сказать, что этот вопрос назрел и даже «перезрел». Во-вторых, даже, если федеральный центр решится на передачу части расходных полномочий и части доходов на региональный уровень, то все равно придется нести ответственность и повышать контроль за этим. Это не означает, что все федеральные деньги перестанут изыматься центром для последующего перераспределяя между субъектами, а предполагает, что некоторый поток денег оставят за регионами.

Думаю, что слова Дмитрия Козака менее опытные главы регионов вполне могут воспринять, как некую угрозу. Но те, кто давно находится на своем посту в регионе и тем более, кто назначен туда после работы на федеральном уровне, должны понимать, что пока это только слова, за которыми, как показывает практика, не всегда что-то стоит.

Конечно, надо признать, что у нас очень мало регионов, где нет серьезных проблем с бюджетом. В России – это Москва и несколько нефтегазовых округов. Более того, ситуация в экономике за последние пять лет изменилась кардинально и, как я уже говорил, два года наблюдается перманентный кризис в бюджетах регионов. Все это обостряется тем, что сейчас предвыборный год, когда продолжать «срезать» расходы очень сложно, но это вовсе не означает, что об этом не нужно говорить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: