Сейчас появилось осознание того, что выборность губернаторов меняется на некую новую систему назначений руководителей регионов. И это должно быть четко понятно, как и для выработки каких-либо документов, допустим, стратегического планирования, так и просто для оперативных действий. То есть, в тех же бюджетных вопросах любые инициативы внизу должны быть акцептованы федеральным центром. Лучше, если они, так или иначе, будут предложены федеральным центром в виде некоторого меню возможных решений. И тогда руководители регионов просто будут выбирать из этих предложенных решений, соответственно, какие-то свои действия, которые будут осуществлять на региональном уровне.

Еще один аспект, который нельзя не заметить. Политгеограф Смирнягин предлагал такой термин – аспатиальность русской культуры, и в том числе, в политологии это вводил. То есть такое отсутствие чувства территории и в управлении, и в политическом процессе. Новая волна назначения губернаторов очень четко это демонстрирует. Действительно, не надо быть выращенным на этой территории, не нужно знать каких-то ее внутренних особенностей, чтобы потом все-таки применить универсальные технологические управленческие принципы, применительно к данной территории.

Опасный это процесс или нет? Он сулит много и позитивного. Дает возможность оторваться от каких-то внутренних проблем, которые уже не видны изнутри из региона. Но и опасный, потому что мы понимаем, что регион не менее сложная система, чем технологические аппараты. Поэтому приход, собственно, чисто технократов на региональное управление, может давать сбой именно в том, что все-таки регион, помимо того, что это такая квази-корпорация, это и квази-социум. И многие проблемы будут просто не понятны этим управленцам.

В этой связи, возвращаясь к вопросам такого экономического развития, и в том числе, бюджетного процесса, в этом вопросе, будет проявляться дифференцированный подход. То есть, очевидно, что сейчас спрос на те же самые экономические преобразования в регионах вполне будут укладываться в логику того, что называется, вот такая умная специализация, очевидно, от губернатора-промышленника мы будем ждать какого-то прорыва в промышленных отраслях. От губернатора, уже проводившего реформы по реструктуризации бюджетной сети, будем ждать, соответственно, аналогичного распространения или адаптации этой практики на своей территории.

И в этой связи перед федеральным центром стоит, действительно, очень сложная задача — сформировать сейчас такой пакет этой возможной повестки для дифференцированного подхода. Чтобы каждый регион с новым его лидером, смог найти свои преимущества, и вложить эти преимущества в ту федеральную повестку, которая, наверно, должна быть сформирована на следующий политический цикл.

Поэтому, задача сложная не только для регионов, но и для федерации. И в этой связи нужно быть готовыми к новой ситуации, когда все-таки кто-то потерпит неудачу в этих поисках. То есть, если говорить технократически или чисто управленчески, то можно ожидать и потенциального банкротства от подобной политики. Очень скоро может оказаться, что новый назначенец или новый руководитель региона не оправдает надежд, и что тогда мы должны делать с потенциальными такими банкротами, которые не смогли на региональном уровне решить тот круг задач, который им был поставлен.

Материал подготовлен на основе выступления автора на заседании Экспертного клуба «Регион».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: