Цуканов стал первым главой региона, который будет управлять регионом больше одного срока
Ефим Фидря:
— Очевидно, что главным событием этого политического года являются выборы губернатора. Нам хотелось бы рассмотреть это событие не столько в плане результата итогового завершения электорального цикла, сколько, как некого задела начального этапа на будущий электоральный цикл.
Что касается действующей власти, то понятно, что для нее прошедшие выборы принесли скорее результат близкий к идеальному, но не идеальный. Основной результат — это, конечно, победа губернатора. Причем нам бы хотелось особо заострить внимание на том тезисе, что речь идет о легитимациях региональной власти, и вся избирательная кампания, по сути, главная ее интрига, крутилась вокруг того, удастся ли обеспечить такую яркую демократическую процедуру выборов, чтобы можно было говорить о легитимности избранной власти.
Фактически, мы знаем, региональным властям удалось достичь нескольких важных успехов, моментов, которые можно выделить.
Необходимо отметить победу губернатора в первом туре. Николай Цуканов стал первым главой региона, который будет управлять регионом больше одного срока. Кроме того, несмотря на то, что в относительных показателях явка на выборы была ниже, чем на предыдущих губернаторских кампаниях, по абсолютным показателям он является самым популярным избранным губернатором из тех, кто был выбран когда-либо в Калининградской области.
Еще хотелось бы отметить, что избирательная кампания произошла мягко по отношению к конкурентам со стороны действующей власти. Скорее можно сказать, что региональная администрация была всячески заинтересована в том, чтобы способствовать и содействовать повышению конкурентности, прозрачности, что работало на легитимизацию итоговых результатов. В конечном итоге можно сказать, что штабу губернатора это удалось.
У нас был один из самых высоких результатов по Северо-западному федеральному округу. Что касается оппозиции, нам хотелось бы выделить некоторые важные тенденции. Так, реальные электоральные перспективы, как показали эти выборы, имеют только представители системной оппозиции, только парламентской оппозиции. В силу узнаваемости, раскрученности брендов. Правое либеральное движение в регионе достаточно значимое, у него есть свой электорат, который на этих выборах в силу отсутствия той силы, которая бы представляла интересы, либо не пришел на выборы, либо испортили бюллетени, либо распределился по представителям системной оппозиции. В целом можно говорить, что правые либералы продолжают движение к маргинализации и исключению из электорального процесса, они попытаются эту тенденцию переломить, но это проблематично.
Второй важный вывод, который можно сделать по итогам кампании, это консервация региональной оппозиции в системе внутри своих электоральных ниш. Оппозиционным партиям не удалось привлечь дополнительный электорат, более того, они не реализовали свой электоральный потенциал в регионе. Их результат оказался ниже, чем был на парламентских выборах в 2011 году.