Маркировка звонков затруднила телефонные соцопросы: не останется ли без внимания мнение жителей регионов?

/

Обязательная маркировка звонков юридических лиц становится причиной прекращения работы социологических организаций, проводящих телефонные интервью. Уже известно о закрытии 18 кол-центров в разных регионах страны. Это связано с ростом стоимости телефонных соединений в 20–50 раз.

Управляющий директор ФОМ доктор социологических наук Лариса Паутова:

– Я разделяю тревогу коллег-исследователей. Ситуация с маркировкой звонков подрывает привычные методы работы в социальных исследованиях и коммуникациях. Однако моя личная позиция – спокойствие и осознанность. Мне давно близок образ «ментальной пандемии», волнами производящей разрушения. Страх и тревога открыли дорогу мошенникам. Тревожные люди становятся объектом манипуляций по телефону, что приносит колоссальные финансовые и социальные убытки. Люди перестали доверять звонкам, появились трудности для коммуникации и исследований. Новый закон о маркировке направлен «на повышение безопасности и создание правил, препятствующих злоумышленникам использовать телефонную связь для преступных действий». Но побочно он дестабилизирует ситуацию в других сферах, создавая препятствия для работы исследователей и многих отраслей. Надеемся, что этот эффект будет урегулирован.

Научный сотрудник Центра изучения регионов России Института социологии ФНИСЦ РАН Андрей Самсонов:

– Данные, получаемые путем телефонных опросов, не отвечают критериям нормальной социологии. Для получения одного ответа нужно сделать до 1,2 тыс. звонков. Процент отказов зашкаливает, так сколько же людей попадает в выборку? Можно же проводить уличные опросы. Мы, например делаем это еженедельно, и процент участвующих гораздо выше – ответы дает примерно каждый третий. Необходимо вводить новые методики, разрабатывать грамотные интернет-опросы.

Политолог Евгений Реутов:

– Опросная социология находится в кризисе из-за недоверия к телефонии и мессенджерам, взрывного роста мошенничества. Это накладывается на высокое недоверие к людям вне привычного круга коммуникаций, табуированность публичного обсуждения многих тем. В результате при публикации результатов соцопросов мы наблюдаем стерильность общественной позиции по чувствительным темам. В данных условиях любой новый фактор, ограничивающий опросную социологию, еще больше снижает репрезентативность выборки и получаемых данных. Результатами повышения стоимости телефонных опросов может стать сохранение социологических структур, сотрудничающих с органами власти и госучреждениями, их издержки могут покрываться из бюджета или внебюджетных источников либо для обзвона могут использоваться номера аффилированных некоммерческих структур. Есть вариант ухода в тень, когда звонки будут поступать как бы от частных лиц, но тогда вырастет число отказов либо придется обзванивать людей, уже неоднократно участвовавших в опросах. Вероятно, так и будет развиваться ситуация с опросами, ориентированными на госзаказ. В целом же введение платы за маркировку звонков усугубит кризис и сделает еще более неприятным периодически возникающее у исследователей, опирающихся на опросные методики, ощущение, что ответы, которые они получают, вовсе не являются общественным мнением.

Социолог Алексей Высоцкий:

– Надо понимать, что соотношение результативных интервью к количеству звонков в последние годы снизилось до каких-то ничтожных цифр. Люди не берут трубку, прерывают интервью. Респонденты, которые долго отвечают на вопросы, – это очень редкий тип людей, которые не боятся мошенников и у которых много времени. Многие заказчики в последние годы начинали испытывать недоверие к телефонным опросам, поскольку им непонятно, кто те респонденты, которые отвечают на вопросы. Полагаю, что в результате на рынке возникнет кризис, будет меньше данных, механизм опросов станет гораздо менее оперативным. Возможно, настанут времена, когда респондентов придется опрашивать лицом к лицу. Хотя наверняка какое-то компромиссное решение найдут.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: