По делу свердловского «Облкоммунэнерго» задержан Алексей Бобров: есть ли риски для экс-губернатора Куйвашева?


Дело уральских бизнесменов Боброва и Бикова, которое связывают с процессом поствыборной смены элит в Свердловской области, приняло новый оборот. Накануне задержаны бенефициар «Облкоммунэнерго» Алексей Бобров и гендиректор Корпорации СТС Татьяна Черных. Генпрокуратура требует вернуть государству ресурсоснабжающие организации, которые предприниматели получили незаконно благодаря покровительству региональных чиновников.

Громкие задержания

Правоохранительные органы задержали уральского бизнесмена, бенефициара «Облкоммунэнерго» Алексея Боброва и генерального директора Корпорации СТС Татьяну Черных. В Москве по местам их жительства прошли обыски. Бобров доставлен в Екатеринбург, с ним и Черных проводятся следственные действия.

Ранее в Ленинский районный суд Екатеринбурга поступил иск Генпрокуратуры с требованием изъять в доход государства группу уральских предприятий ЖКХ. По данным ведомства, Корпорация СТС монополизировала генерацию и поставку электроэнергии, водоснабжение и обращение с твердыми коммунальными отходами в Курганской, Свердловской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Ее бенефициарами выступили Бобров и бизнесмен Артем Биков, которые в 2007 году получили гражданство Австрии, где живут постоянно. По сведениям прокуратуры, они вывели за рубеж более 12 млрд рублей. Ответчиками по этому делу выступают 14 человек и 20 компаний. В их числе, помимо Боброва и Бикова, экс-министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов, бывший глава регионального Мингосимущества Алексей Пьянков и др. В свою очередь, компания «Облкоммунэнерго» опубликовала на сайте документы, опровергающие претензии Генпрокуратуры, в том числе касающиеся приватизации компании. Корпорация СТС тем временем сообщает о готовности передать «Облкоммунэнерго» государству.

Аналитики АПЭК связывают происходящее с масштабным процессом смены элит, связанных с экс-губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. Примечательно, что сам Куйвашев с большой долей вероятности может оказаться за пределами разбирательства ценой разгрома команды. Процесс был запущен после губернаторских выборов в Свердловской области.

Напомним, что Бобров и Биков запомнились нере­а­ли­зо­ван­ным му­сор­ным про­ек­том в Сы­сер­ти. Биз­не­сме­ны поль­зо­ва­лись по­кро­ви­тель­ством Ев­ге­ния Куйваше­ва, а с его ухо­дом под­верг­лись мас­штаб­ной ата­ке. Их активы, в числе которых ре­сур­со­снаб­жа­ю­щие пред­при­я­тия ООО «Кор­по­ра­ция СТС», ООО «Ин­тер­тех­элек­тро-Но­вая ге­не­ра­ция», ООО «Кур­ган­ская ТЭЦ», по данным правоохранителей, были получены незаконно, в том числе благодаря покровительству чиновников, в частности Николая Смирнова. Благодаря неформальному контакту с последним Бобров и Биков путем незаконных реорганизаций и слияний стали собственниками высоколиквидных предприятий.

Возможные последствия

По мнению политолога Сергея Мошкина, поскольку разбирательство по делу бизнесменов Боброва и Бикова находится в самом начале, трудно сказать, в каком качестве в деле будет фигурировать экс-губернатор Куйвашев. Однако нет сомнений, что регион ждут большие перемены.

 «В любом случае те активы, которые сейчас по требованию Генеральной прокуратуры просят у бизнесменов изъять (а это, напомню, объекты коммунальной сферы), будут кому-то переданы. Возможно, сначала их передадут в казну, а затем уже другому собственнику.  Я бы не назвал это переделом в регионе, но то, что произойдут большие изменения, – это точно», – говорит Сергей Мошкин.

Политконсультант Алексей Швайгерт обращает внимание на то, что фигуранты дела вели бизнес не только в Свердловской области, но и в соседних регионах, в которых это разбирательство тоже может иметь последствия. Тем не менее претензии силовиков, скорее всего, ограничатся претензиями к хозяйствующим субъектам.

 «На мой взгляд, ни для бывших, ни для нынешних губернаторов эти истории, связанные с возвращением собственности из частной в государственную, пока никаких последствий не имели. Это отдельный трек, где Генпрокуратура предъявляет претензии хозяйствующим субъектам», – считает Швайгерт.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: