Время коалиций: что дадут предвыборные союзы


Объединение политических партий на выборах – хорошо знакомая практика. Однако перед грядущим голосованием 13 сентября в Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской, Смоленской, Брянской, Иркутской, Новосибирской, Калужской, Краснодарской, Калининградской областях можно было увидеть самые разные и порой весьма неожиданные блоки политических сил.

«РК» вместе с экспертами рассказал о том, каким образом сегодня между собой договариваются непарламентские политики, коммунисты из разных партий, а каких соглашений достигает с оппозиционерами «Единая Россия».

Муниципальные блоки

Челябинская область демонстрирует наиболее яркие примеры предвыборной тактики различных политических сил на муниципальных выборах.

«Самой внушительной и представляющей опасность коалицией там стал так называемый «Народный фронт Златоуста», куда входят представители самых разных сил: скандальные «Люди из Стали» под предводительством Валерия Ускова, справедливоросс Ольга Мухометьярова с соратниками, вечный местный оппозиционер Сергей Костромин, борец за права рабочих Марина Воробьева и другие. Финансируется эта разношерстная и не всегда сплоченная группа людей бизнесменом Валерием Ульдановым», — пишет Znak.com.

При этом портал сообщает, что между Мухометьяровой и Костроминым было много разногласий, которые даже разбирались в судах, однако теперь, когда у Мухометьяровой начались конфликты с главой города Вячеславом Жилиным и она опять перешла разряд оппозиционеров, отношения с Костроминым у нее начали налаживаться.

Другой пример — предвыборная гонка в Верхнем Уфалее, где руководству города и местному отделению «Единой России» противостоят сразу две крупные группы влияния со своими пулами кандидатов.

«Первая из них сформирована бывшим градоначальником Юрием Абдурахимовым и экс-заместителем главы города Евгением Савельевым, которые собрали вокруг себя представителей бюджетных учреждений, беспартийных, не слишком искушенных в политике персонажей. (…)Второй пул кандидатов сформирован тремя крупными и достаточно состоятельными предпринимателями Верхнего Уфалея – Аланом Джиоевым, Евгением Могалясом и Олегом Мусабаевым, именующими себя новым общественно-политическим объединением. Все трое успешно и без конфликтов выстраивали отношения с мэрией и до последнего пытались изображать лояльность Казакову. Теперь же им удалось собрать вокруг себя представителей КПРПФ, «Справедливой России», ЛДПР, «Патриотов России», а также ряд местных предпринимателей», — сообщает портал. Также в материале приводятся другие казусы на местных выборах.

Крепкая рука помощи

Где-то же, как в Татарстане, власть сама помогает оппозиции. Власти помогли собрать необходимые для регистрации подписи муниципальных депутатов кандидатам в президенты республики от ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России», среди представленных подписей большая часть принадлежит самовыдвиженцам и депутатам «Единой России», поддержку которых оппозиционным кандидатам обеспечили администрации районов, пишет «Коммерсант». При этом эксперты давно отмечают абсолютные шансы кандидата от власти – врио главы региона Рустама Минниханова, а сами оппозиционеры утверждают, что если бы правящая партия им не помогла, выборы бы просто не состоялись. А это, по мнению экспертов, также нежелательный сценарий в той политической ситуации, когда Кремль требует от регионов проведения честных избирательных кампаний.

Одним из наиболее известных и ярких примеров аналогичной помощи партии относится к выборам мэра Москвы в 2013 г. Тогда «Единая Россия» помогла Алексею Навальному собрать подписи муниципальных депутатов, но он все равно с большим отрывом проиграл Сергею Собянину. Сейчас такая помощь братьям меньшим практикуется в целом ряде регионов – к примеру, в той же Пензенской области врио губернатора Иван Белозерцев перед выборами главы региона помог собрать подписи конкурентам из ЛДПР, КПРФ, «Справедливой России» и «Родины», писал «Коммерсант».

ЛПДР – в оппозиции и согласии

Либерал-демократы в отношении кандидатов от власти на грядущих выборах ведут дифференцированную политику, формируя абсолютно разные коалиции. Например, в Ханты-Мансийской автономном округе, где выборы губернатора пройдут не прямым голосованием, а голосованием депутатов регионального парламента. По сведениям Ura.ru, против назначения действующей врио губернатора ХМАО Натальи Комаровой на второй срок выступит вторая по величине фракция окружного парламента — ЛДПР. После выхода из губернаторской гонки кандидата от либерал-демократов Владимира Сысоева, они решили объединиться со «Справедливой Россией» и сделали ставку на Михаила Сердюка. Теперь их цель — оттянуть как можно больше голосов у кандидата-фаворита. Однако официально партия своих планов не раскрывает.

Зато в Брянской области зафиксирована обратная ситуация. Как информирует портал «Город Брянск», ЛПДР не стала выдвигать своего кандидата в губернаторы за то, что главный кандидат от власти, врио губернатора Александр Богомаз после своего избрания направит в Совфед депутата Госдумы от ЛДПР Сергея Калашникова. О похожей истории уже писал«РК», когда ЛДПР вслед за «Единой Россией» выдвинула врио главы Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина кандидатом в губернаторы.

Игры в «красных»

КПРФ – партия, которые многие называют последней оппозиционной силой, за которую голосуют не только приверженцы левых взглядов, но и те, кто просто не хочет победы «Единой России». Неудивительно, что именно с ее участием в выборах связано большое количество скандалов во время проходящих избирательных кампаний.

Одним из самых казусных эпизодов стало то, что бывший председатель Верховного совета СССР, член ЦК КПРФ Анатолий Лукьянов внезапно стал доверенным лицом врио губернатора Смоленской области, представителя ЛДПР Алексея Островского. Коммунист даже сфотографировался с Островским для агитационных листовок, пишет портал Regnews. Огорчение по этому поводу выразил даже Геннадий Зюганов, уже не говоря о региональном отделении партии.

Зато в Краснодарском крае малые коммунисты приходят на помощь большим. Так, на губернаторских выборах выдвинутый партией «Коммунисты России» Михаил Абрамян снял свою кандидатуру в пользу члена КПРФ Николая Осадчего, пишет«Свободная пресса». Аналогичная история произошла и на выборах в гордуму Краснодара – Абрамян опять же заявил, что его партия снимает своих кандидатов в пользу КПРФ, что должно обеспечить последним в два, а то и в три раза больше голосов, информировало ИА ФедералПресс.

А вот в Калужской области ЦК КПРФ даже снял трех своих кандидатов с выборов областной парламент – второго секретаря обкома Анатолия Галича, который, по мнению руководства партии, проявил кадровую неразборчивость, и еще двух кандидатов, которые стали примером этой неразборчивости, «идеологически чуждыми и случайными людьми» — депутатов заксобрания Вячеслава Горбатина и Сергея Кременева. Первый был исключен в июне из «Справедливой России», второй ранее возглавлял региональное отделение ЛДПР. Ранее «РК» уже писал статью на эту тему.

Похожая история разворачивается на выборах в горсовет Новосибирска – там местные коммунисты поддержат трех кандидатов-одномандатников. В их числе Вячеслав Илюхин — бывший руководитель фракции «Единой России» в горсовете, вышедший из партии перед началом кампании, пишет «Коммерсант».

Не сложилось до конца

Примером разобщенности оппозиции, которая тоже попыталась создать коалицию, стала Иркутская область. «РК» уже писал о том, как кандидат в губернаторы региона Сергея Левченко заявил о создании выборной коалиции, в которую должны были войти недопущенные до выборов «Патриоты России», Партия пенсионеров и «Гражданская платформа». В разговоре с «РК» участники сообщили, что к ним может присоединиться и партия «Яблоко». Однако «Российская партия пенсионеров за справедливость» вскоре опровергла такую возможность, а в федеральном руководстве «Яблока» заявили, что всегда будут против союзов со сталинистами.

Что такое дружба?

Директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков объясняет, что коалиции в регионах прежде всего формируются вокруг персон, а не партий.

«С точки зрения партийной коалиции, мы понимаем, что в регионах партийные отделения создаются по другому принципу. Объединяется не электорат той или иной партии, а электорат той или иной персоны. К примеру, бывали случаи, когда руководитель регионального отделения КПРФ становился руководителем регионального отделения «Справедливой России», и его электорат плавно перетекал за ним независимо от партийной программы. То есть фактически эти строящиеся коалиции – это прежде всего элитные коалиции. Дело в том, что губернаторы, от какой бы партии они изначально не позиционировались, со временем становятся либо единоросами, либо в некотором смысле нейтралитетными фигурами, ассоциируясь, например, с ОНФ», — объясняет политолог.

Председатель совета директоров Центра политического консультирования «Никколо М» Игорь Минтусов говорит о том, что Необычные коалиции создаются, как правило, по инициативе региональных лидеров соответствующих партий для того, чтобы решать совершенно конкретные задачи в каждом конкретном регионе.

«На самом деле, конечно же, главная задача таких политических объединений – получить определенные политические дивиденды после выборов. Например, если какая-нибудь партия в регионе явно видит, что не сможет набрать серьезного процента на выборах, то, естественно, она заинтересована в том, чтобы войти в коалицию с более сильной партией, не смотря на хмурые брови своего московского руководства. А у «Единой России» другая мотивация – она стратегически заинтересована в том, чтобы иметь большинство в каждом регионе. Если она набирает меньше 50%, то ей так или иначе нужен партнер, потому что она не может единолично принимать определенные решения», — пояснил эксперт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: